Автор-составитель:
Егоров Баатр Борисович, кандидат педагогических наук
Здоровый дошкольник. Нетрадиционные подходы в организации физкультурной и оздоровительно-воспитательной работы.
Оглавление
Вступление
Раздел I. Основные подходы и принципы оздоровительно-воспитательной работы в детском саду
Раздел II. СОРСИ – сюжетно-отобразительная развивающая спортивная игра
Приложение
Вступление
В последнее время после моих лекций воспитатели просят поделится практическим материалом, накопленным на протяжении последних двадцати лет нашими экспериментальными детскими садами. В ходе эксперимента коллективами детских садов были подготовлены методические материалы, и мы приняли решение опубликовать самые интересные из них в серии книг «Здоровый дошкольник».
И так, начнём. В 2001 году в Институте дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования была открыта экспериментальная площадка по теме «Организация развивающей оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста» под руководством заведующего лабораторией, кандидата педагогических наук Егорова Баатра Борисовича и ведущего научного сотрудника, доктора медицинских наук Лукоянова Юрия Ефремовича.
В этой книге представлен опыт экспериментальной работы детского сада №733. Эта книга называлась «Новые формы оздоровления дошкольников». Соавторами этой книги стали научный руководитель ГЭП Егоров Б. Б. и старший воспитатель детского сада №733 Давыдова И. И.
Ирина Ивановна представила свой опыт работы в качестве воспитателя по физической культуре, обобщив нетрадиционные формы физкультурной работы в детском саду. Практические разработки неоднократно публиковались в педагогической прессе и пользовались популярностью у инструкторов по физической культуре в детских садах. Одна из самых известных разработок это СОРСИ (сюжетно-отобразительная развивающая спортивная игра) по мотивам «Форт Боярд».
Отдельно надо сказать об удивительном коллективе детского сада №733 – яркой звездочкой, выделявшейся в московском образовании. Руководила детским садом настоящий профессионал – Малова Галина Петровна.
В основу содержательной работы легли программно-методические материалы доктора медицинских наук Змановского Ю. Ф., доктора психологических наук Кудрявцева В. Т., экспериментальные исследования Егорова Б. Б. и Лукоянова Ю. Е.
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ОВР)
В ДЕТСКОМ САДУ
В связи с этим возникает задача определения теоретических предпосылок и оснований (принципов) построения и развертывания ОВР с ослабленными детьми.
Практика последней не может не быть теоретичной, а значит по-настоящему наукоемкой, хотя бы уже потому, что она ориентирована на «поддержку» таких сложных и тонких физиологических и психологических механизмов, к специфике которых чисто эмпирические способы работы оказываются индифферентными.
Перспективы разработки проблемы в свете идей развивающей педагогики оздоровления
Сложившиеся «ведомственные» – узко-медицинские и узко-методические (педагогические) подходы к определению стратегии построения ОВР не отвечают подлинной сложности и масштабам соответствующих задач.
Это обстоятельство в последнее время все более осознается в странах с развитыми системами охраны здоровья населения. Так, опыт разработки и внедрения различных программ профилактической медицины, инициированных Министерством здоровья и благосостояния Канады, продемонстрировал, какой позитивный эффект может дать комплексный, междисциплинарный подход к решению проблем здравоохранения (В. В. Давыдов). Создание и реализация комплексных здравоохранительных проектов привело к тому, что данная область стала одной из стратегических сфер социальной политики Канады. При этом акцент сместился с простого лечения и профилактики болезней на развитие здоровья населения. Конечно, в условиях России это пока недостижимо. Однако при соответствующем подходе к делу в российских условиях также могут возникнуть некоторые перспективы.
Одна из таких перспектив связана с гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья ребенка-дошкольника и разработкой на этой основе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии (В. Т. Кудрявцев). Речь идет не о противопоставлении гуманитарного и естественно-научного способов («культур» – по терминологии Ч. Сноу) мышления в смысле и последующей «замене» второго на первый. Речь идет о рассмотрении органических (например, физиологических) процессов и воздействии на них в контексте специфических, «высших», развитых форм человеческой жизнедеятельности – заданных в культуре и воплощенных в духовной и психосоматической организации человека. «Кажется, уже ни у кого (кроме, может быть, некоторых, наиболее непримиримых биологов-эволюционистов) нет сомнения в том, что антропогенез и история человечества превратили и морфофизиологию человеческой телесности в нечто „искусственное“ – зависящее более от его общественного, чем собственно натурального – природного бытия» (Ф. Т. Михайлов).
Отсюда – возможность выработки культурно-исторического подхода к пониманию телесности (см.: В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов). В русле этого подхода приоритетным становится анализ развертываемых во внешнем пространстве «экстрацеребральных» (А. Н. Леонтьев) и шире «экстрасоматических» функций (процессов, образующих внутреннюю картину движения, предметного действия и др.), которые, конечно, всегда реализуются на определенном морфофизиологическом субстрате. Такой анализ подчас позволяет рельефнее представить особенности архитектоники самого этого субстрата и его процессуально-динамические характеристики. Классическим примером здесь можно считать нейропсихологические исследования А. Р. Лурия и его сотрудников, которые изучали нарушения различных психических функций при локальных поражениях мозга. В частности, диагностика этих нарушений дает возможность с высокой степенью достоверности определять характер мозговых патологий, минуя нейрохирургическое вмешательство.
В эксперименте и на практике работа с органической структурой опосредствуется и в известном смысле предваряется работой с экстрасоматической функцией, которая может не только видоизменять, но и заново порождать необходимые для ее осуществления органы (Э. В. Ильенков). В этом состоит глубинное своеобразие высших формактивности живого. При этом сам человеческий организм способен раскрыться в новых качествах – в нем может быть «высвобожден» некоторый доселе