На протяжении многих лет полярные шапки нашей планеты и сегодня продолжают будоражить умы исследователей и ученых, манят и притягивают беспокойные сердца отважных путешественников.
После долгих скитаний по морям и океанам, заглянув во все лабиринты мировых океанов, казалось бы, пора скитальцам команды Жака Ив Кусто отдохнуть, присесть на диван и насладиться просмотром увлекательного приключенческого телесериала «Подводная одиссея Капитана Кусто».
Но так не может случиться, потому что жизнь Капитана Кусто и его команды неразрывно связана с океаном – они последние на Земле романтики уходящего века. Океан опять позвал их в дали необъятные. На сей раз курс «Калипсо» – к берегам Антарктиды.
Основной задаче экспедиции предшествовало изучение поведения китов, приплывающих для размножения к берегам Патагонии из Антарктики в гостеприимные воды заливов Сан-Хосе и Гольфо-Нуэво у восточных берегов Южной Америки, а затем их возвращение в антарктические воды. Всю организацию и снаряжение экспедиции на полуостров Вальдес взял на себя сын Кусто – Филипп.
Вскоре Филипп, опережая «Калипсо», с небольшой группой был в пути из Буэнос-Айреса к полуострову Вальдес, а Кусто же еще целый месяц потратил на организационные дела, оставаясь во Франции.
«Однако самое большое счастье для меня – то, что начинается еще одна экспедиция. После долгих месяцев административной работы в Монако, Париже, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе ничто не может доставить мне большую радость, чем встреча с „Калипсо“, идущей в те моря, где мы прежде не бывали… Я следил издалека за открытиями отряда Филиппа и брежу гуанако, нанду, марами и броненосцами. Но больше всего я мечтаю о китах – мои товарищи уже видели их, подходили к ним вплотную, подружились с ними».
В конце октября Кусто отправится в путь догонять старушку «Калипсо», а в начале ноября на полуострове Вальдес он должен встретиться с группой Филиппа.
Завершив работы у берегов Патагонии, «Калипсо» пойдет к архипелагу Огненная Земля, где должен отыскать в лабиринте островов Огненной Земли затерявшихся последних представителей вымирающего племени аборигенов – кауашкаров и ознакомиться с их образом жизни. Для решения второй задачи плана экспедиции в архипелаге останется небольшой отряд. Руководить отрядом будут Бернар Дельмот (главный аквалангист) и Мишель Делуар (главный оператор).
В это время «Калипсо» предстоит выполнить основной третий пункт плана экспедиции – антарктический рейс.
Команда Кусто ознакомится с особенностями флоры и фауны Западной Антарктики, с пищевой базой южнополярного животного мира, ознакомится с жизнью пингвинов как на побережье островов Западной Антарктики к югу от мыса Горн, а также в их родной стихии – в океане. Предстоит исследовать растительный и животный мир, скрытый под толстым слоем припайного льда.
Пингвины – самое многочисленное племя аборигенов Антарктики. Сегодня они представляют единственный вид пернатого мира, полностью приспособившегося к жизни, как в воде, так и на побережье материков и островов южного полушария. В море пингвины проводят три четверти своей жизни – «парят» как птицы на своих коротких крыльях в холодных полярных глубинах. Они добывают себе пищу только в водных просторах океана, на берегу для них пищи нет.
Принц Ренее III Жак Ив Кусто с сыновьями
Альбер Фалько Принц Альбер и Филипп Кусто
«Калипсо» покидает Монако
Октябрь 1972
Порт Монако. Настал день отплытия. У причала белоснежный «Калипсо», разукрашенный разноцветными флагами – Капитан Кусто отправляется в одну из самых захватывающих и опасных экспедиций – в далекую Антарктику.
На борту «Калипсо» важные государственные лица и представители прессы. Журналисты и люди, провожающие экспедицию, узнают среди экипажа судна своего любимца Альбера Фалько.
Для Кусто и его команды это поистине великий день.
Пришло время отплытия. Мишель Лаваль – опытный моряк, выводит «Калипсо» из акватории порта в неизвестность
Покинули теплое Средиземное море, затем пересекли Северную Атлантику, перешагнув через экватор. Далее путь судна лежал вдоль берегов Южной Америки до самой ее южной оконечности.
Конец сентября 1972 года. Для южного полушария это начало лета. На горизонте несколько китов направляются на юг, возможно, к летним пастбищам богатых планктоном. Возбужденные волнением моря, они как в безумии выпрыгивают из воды, с шумом падают, вздымая огромные фонтаны белой пены. Киты резвятся среди огромных океанских валов. Интересно, направляются ли сейчас эти морские гиганты в Антарктику или просто зашли в эти воды, спасаясь от китобоев?
Здесь, у берегов Патагонии киты находятся в безопасности. Здесь у них рождаются детеныши. Когда они подрастают, все семейство уходит к плодородным пастбищам антарктических просторов богатых крилем.
Во время своего кругосветного путешествия в 1520 году Магеллан назвал эти берега Патагонией.
Пассажиры «Калипсо» убеждаются, что берега, которые, на первый взгляд, кажутся такими однообразными, в действительности имеют разные оттенки и каждый из них по-своему прекрасен. С каждой пройденной милей меняется облик побережья – то оно болотистое, то пестреет травами и кустарниками, то покрыто коврами дюн, то нагромождением скал; все это как будто стремится вытеснить своим бесконечным разнообразием необъятные просторы памп, подступающих к побережью. Каждую минуту море меняется цвет – то оно фиолетовое или зеленое, то лазурно-голубое или темно-синее!
Услышав упоминание о Патагонии, многие читатели вспомнят роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта», прочитанный взахлеб в детстве. Впечатления от захватывающих приключений, которые герои романа пережили в Патагонии, поселились в нашей памяти и по сей день волнуют наше воображение. Так хочется оказаться в бескрайних пампасах, к которым с запада в голубой дымке подступают пики Анд.