© Николай Яковлевич Надеждин, 2024
ISBN 978-5-0064-4047-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Надеждин
«Маленькие рассказы о большом успехе»
Жак-Ив Кусто
Загадочный мир
Времена, действительно, изменились. И фильмы Кусто сейчас вовсю крутят на спутниковых телеканалах. Стоит лишь включить телевизор и выбрать какой-нибудь канал «подальше» – там, за дециметровыми и второстепенными. И на тебе – Кусто.
Сегодня его фильмы и выглядят немного иначе. Поблёкли краски, выцвела киноплёнка. «Цифра» и спецэффекты затмили великолепие живого подводного мира. И нет головокружительного сюжета – никто ни в кого не стреляет, никто не гонится за криминальным авторитетом, никто не отпускает сомнительных шуток. Разве это настоящее кино?
Однако, ответ будет категоричным – именно это и есть настоящее кино. Подлинные шедевры, которые не устарели и в обозримом будущем не устареют. Дело в том, что Кусто всегда снимал жизнь. Дикую природу за пределами наших квартир, офисов и самих городов. Места, в которых многие из нас не бывали и вряд ли когда побывают. Уже только за это имя Кусто останется в истории. И за то, что он был первым (хотя, сейчас кажется, что единственным – к великому сожалению).
Было время, когда фильмы и книги Жака-Ива Кусто заставляли мальчишек грезить морем и путешествиями. Заставят ли сегодня? Современных детей, наших подрастающих сыновей? Очень бы хотелось… Но их отцов – нас, тоскующих по промелькнувшей молодости, проживающих свои жизни в погоне за сомнительными ценностями, старающихся любой ценой удержаться на плаву – заставляют.
И за это ему тоже большое спасибо.
11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзаке, в провинции Жиронда, близ города Бордо, в семье Даниэля и Элизабет Кусто родился мальчик, которого назвали Жак-Ив. Он был младшим из двух сыновей. Первенцем Даниэля и Элизабет стал Пьер-Антуан, появившийся на свет четырьмя годами раньше – в 1906 году.
Сен-Андре-де-Кюбзак – городок, в котором жили предки семейства Кусто. Можно сказать, родовое гнездо. Здесь же на фамильном кладбище, закончив земной путь, нашли упокоение все, кто принадлежит этой семье, в том числе и сам и сам Командор Жак-Ив Кусто… Но между рождением и кончиной были 87 лет жизни. И какой жизни! Даже торопливое перечисление всего, что сделал Кусто, займёт столько места, что получится весьма объёмная книга. И нам остаётся ограничиться лишь самыми заметными, самыми впечатляющими его свершениями…
Семья Кусто всегда отличалась особой одарённостью. Талантливым человеком был и Даниэль Кусто. Получив диплом юриста, Даниэль не пошёл в адвокаты, как его сокурсники, а стал представителем двух американских компаний в Европе. Работа, которая позволяла жить ни в чём не нуждаясь, но была связана с постоянными разъездами. Поэтому детские годы мальчиков Кусто прошли в Париже, в Эльзасе, в США. Отец с семьёй разъезжал по миру, останавливаясь по делам компаний на год или два в каком-либо месте. Но едва семья обживалась, как нужно было снова собираться в дорогу.
Матушка Жака-Ива Элизабет Кусто занималась исключительно хозяйством и детьми. Деньги в семье зарабатывал отец.
Младший сын Жак-Ив был, конечно, любимчиком. Причём, не только родителей, но и старшего брата. Всего четыре года разницы, но Пьер (в семье, в отличие от Жака-Ива, его чаще называли первым именем, опуская второе) чувствовал себя представителем едва ли ни другого поколения. Он раньше брата пошёл в школу и покровительствовал ему, когда наступил черёд стать школьником Жака-Ива. Пьер был защитником и примером для младшего. Когда старший брат увлёкся регби, этим же видом спорта занялся и младший. Поначалу это вызывало у Пьера иронию – младший Кусто был очень худым, почти субтильным (к слову, таким он оставался до конца дней). Но каково же было удивление Пьера, когда Жак-Ив стал… чемпионом Парижа по регби в составе студенческой команды!
Братья росли, учились, мужали. Они были вместе, но не рядом. У каждого были свои друзья, своя компания и свои увлечения. И это понятно – в подростковом возрасте четыре года разницы – целая эпоха.
Но судьбы им выпали совершенно разные. Жак-Ив стал тем, кем стал – всемирно прославленным исследователем Мирового океана, путешественником и мореплавателем. А Пьер-Антуан Кусто в годы войны стал… нацистским преступником. Он сотрудничал с коллаборационистами, открыто пропагандировал в оккупированной Франции нацизм и после войны за сотрудничество с нацистами был осуждён на смертную казнь, заменённую пожизненной каторгой. Через девять лет Пьер Кусто был амнистирован и отпущен на свободу…
В годы войны он опекал младшего брата, защищая Жака-Ива сразу от всех – немцев, французов, итальянцев, американцев. Но это отдельная история.
Куда бы ни забрасывала судьба семью Кусто, каждое лето матушка Элизабет вывозила сыновей к морю, на берег Бискайского залива, в город Руайан, где Кусто арендовали виллу. Именно здесь девятилетний Жак-Ив выучился плавать – сам, без помощи взрослых. Сам же научился нырять в тёплые воды моря, соревнуясь сам с собой – нырнуть поглубже, задержать дыхание подольше.
Правда, до поры подводные прогулки юного Кусто его не захватывали. Открывая под водой глаза, мальчик ничего толком не мог разглядеть. Собственно, это происходит со всеми нами – пока мы не наденем маску для подводного плавания. А масок и водонепроницаемых очков тогда не было. До них просто никто ещё не додумался.
Позже, когда приятель Кусто Филипп Тайе даст другу специальные очки для ныряния, Жак-Ив будет настолько поражён открывшимися видами, что влюбится в подводный мир раз и навсегда. Но это будет много позже, когда Кусто исполнится 27 лет. Пока же мальчишка наслаждался силой и свободой – под водой его худенькое тело не весило ничего, а движения ног и рук тут же отзывались ощущением свободного полёта.
Трудно сказать, какую роль в жизни будущего исследователя глубин сыграли эти летние наезды в Руайан. Кусто говорил, что умел плавать всегда, едва ли ни с самого рождения. И только в своей первой книге «В мире безмолвия» припомнил момент, когда поплыл в первый раз.
Ясно одно – этот человек получил от Бога полной пригоршней и сразу множество талантов. И страсть к плаванию – не самый среди них главный.
Сразу после окончания Мировой войны семья Кусто переехала на несколько лет в США. Это была первая поездка Жака-Ива через Атлантику и первый в его жизни дальний морской переход. Совсем ещё мальчишка, едва закончивший начальную школу и поступивший в колледж, Жак-Ив испытал колоссальный душевный подъём, вдыхая морской воздух на верхней палубе большого трансатлантического парохода. Возможно, именно в эти дни он и решил стать моряком – капитаном дальнего плавания.