Не претендуем на помпезности,
на чопорность расхожих фраз.
Найдите нас, пропавших без вести,
Потерянных, найдите нас.
Мы здесь надежды не утратили,
У наших слабость – не в чести.
Пусть даже чёрные копатели -
Нас должен кто-нибудь найти…
Гробы сосновые, обычные,
Могилки в милой стороне…
Родным отдайте вещи личные,
и крест поставьте на войне.
(Владимир Кобец. Без вести пропавшие)
С детских лет я увлекаюсь вопросами истории России и прежде ее военно-морского флота.
Что такое военно-морская история в моем понимании – это, прежде всего история сражений, боев, войн, с применением военно-морского флота страны.
Вырос я в семье морского офицера, который прошел всю Великую Отечественную войну на Черноморском флоте и имел боевые награды. Отцы моих друзей по детским играм, так же в своем большинстве боевые офицеры, прошли ту войну и на парадные мундиры по праздникам надевали боевые ордена и медали, были среди них даже герои Советского Союза. Мы гордились своими отцами и в наших глазах, они еще тогда молодые люди по 30-35 лет, были героями, победившими врага в Великой войне.
Я до сих пор вспоминаю, как мы с матерями, в поселке Болдерая, выбегали на берег речки Лиелупе, протекавшей мимо наших домов, и с гордостью и слезами смотрели, как торпедные катера дивизии, в которой служили наши отцы, выходили звеньями, дивизионами, бригадами вниз по реке к морю на летние учения и летнему базированию на Моонзундские острова.
– Вон мой, мой пошел, это мой папа, смотрите его катер лучше всех – кричали мы, перебивая друг другу, старясь на проходивших мимо маленьких корабликах своих отцов.
Женщины еще долго махали вслед бурунным следам катеров платками и вытирая слезы, загоняли нас от реки домой. Это была не война, а всего лишь учеба, но обстановка в мире была сложной и все мы, тогда еще неразумные, понимали, что без сильной армии и флота нашей стране не выжить в этом мире, где у нас столько врагов.
– Помни войну – говорил пророчески великий русский адмирал Степан Осипович Макаров, глядя на потомков с Якорной площади Кронштадта и все мы понимали, что эти слова, пока у страны есть враги, призывают держать порох сухим, а армию и флот в надлежащей боевой готовности. У каждого из нас в семье в годы той войны кто-то погиб из родных или близких. Мы знали тогда, что Великая для страны война выиграна величайшими напряжениями всей страны, всех людей, всей нашей армии и флота, и мы победили очень большой кровью. Тогда говорили, что погибло 15 миллионов советских людей, сейчас эта цифра увеличилась почти в два раза до двадцати семи миллионов и все мы подспудно знаем, что это еще не окончательная цифра, пока числятся в неизвестных хоть один солдат или матрос.
Работая, впоследствии с документами в архивах я понял, что учет погибших и потерь оставляет жалеть лучшего и был весьма несовершенен.
И здесь, как никогда правильна фраза великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, графа Рымникского, князя Италийского: "Война считается неоконченной до тех пор, пока не предан земле последний погибший солдат". А сколько еще осталось безвестных могил по всей нашей земле и морям, рекам, озерам и океанам, везде, где проходили бои и сражения великой войны.
Сегодня строят мост через Керченский пролив и спустя 70 лет поднимают останки самолетов и пилотов, оставшимися безвестными героями той войны. И хорошо, если у них остаются какие-либо документы или знаки, по которым можно их опознать, найти родственников.
И здесь я, как миллионы наших соотечественников, не понимают, как спустя 70 лет после войны до сих пор не сумели составить базу данных погибших.
Когда я закончил школу, у меня не стоял вопрос – кем стать? Все мы мальчишки тех 50-х-60-х годов мечтали стать продолжателями дела свои отцов, стать такими, как были они.
В 1971 году я закончил военно-морское училище, и стал морским офицером. Впоследствии служил на всех четырех флотах России на самых больших кораблях – авианосцах. С курсантских лет я с огромным интересом занимался вопросами истории ВМФ, которая меня очень сильно увлекла, и сегодня наверно стала второй профессией. Я с детства собирал справочные материалы, энциклопедии, мемуары, воспоминания современников о морских войнах России. Мне всегда хотелось хотя бы самому себе ответить на вопросы, а как это было, чего это стоило, и можно ли было решить эти же задачи более малой кровью и победить.
Так уж повелось, что у нас в стране принято говорить и вспоминать лишь победы и героев их обеспечивших. Меня всегда будоражила мысль, что не изучив причин поражения, мы не сможем сделать правильных выводов на будущее. И получается, что мы не делаем ничего для того, чтобы не повторять их вновь и вновь, возможно с более тяжкими последствиями.
К моему огромному сожалению, в нашей военно-морской истории до сегодняшнего дня остается немало темных пятен, которые всячески скрывались и до сих пор частично скрыты «непонятными силами» под грифами секретности и закрытости, дабы не испортить подобными воспоминаниями вкус большой и великой победы, случайно не опорочить имена великих полководцев и флотоводцев – победителей.
Очень жаль, что сегодня не очень часто и весьма избирательно вспоминаются имена погибших в боях за Родину людей, современников наших отцов и дедов, совершивших подвиги и погибших, честно выполняя не всегда разумные команды и приказы руководства и попавших не по своей вине в безвыходное положение и ситуацию. Безусловно, всему можно найти оправдание и оправдать людей, отдававших не всегда разумные и продуманные и проработанные приказы. А возможно просто скрыть под грифами и завесой секретности.
Адмиральским ушам простукал рассвет:
Приказ исполнен. Спасенных нет.
Гвозди бы делать из этих людей:
Крепче не было в мире гвоздей!
(Н. Тихонов. Баллада о гвоздях)
Любая ошибка или не продуманность руководства и командования, неправильно принятое решение написаны кровью далеко не худших людей, выполнивших до конца и ценой своей жизни приказ командиров и свой воинский долг.
Но на мой взгляд, нам потомкам, ни при каких условиях нельзя забывать имена погибших людей. Меня всегда удивляло, что порой мы знаем названия погибших кораблей, но не знаем имен людей, которые на них погибли. В лучшем случае – это командиры, офицеры, комиссары. А люди, экипажи?
Никто не забыт и ни что не забыто! – лозунг, который не стал направлением деятельности наших руководителей времен Советского Союза. Сегодня можно вспомнить множество забытых нами боев и сражений, погибшие герои, которых нам до сих пор неизвестны, бои и сражения о которых вспоминать не принято.
Кто знает и помнит имена всех простых солдат, матросов и командиров погибших в Петергофском, Евпаторийском, Стрельненском, Феодосийском, Невском, Озерейкском, Керченским, Новороссийском, Нарвском, Мерикюльском и многих других морских десантах? Кто знает, что стало с людьми, брошенными (да, да именно брошенными) своим командованием в Севастополе, в Одессе, в Таллинне и на Моонзундских островах? Где можно узнать фамилии морских офицеров, мичманов, старшин и матросов, погибших во время таллиннского, одесского, севастопольского и ханковского прорыва кораблей? Где найти фамилии людей, погибших на своих кораблях во время выполнения боевых задач на Северном, Балтийском и Черноморских флотах и многочисленных озерных и речных флотилиях. Ведь гибли. В лучшем случае вспоминаем названия кораблей и то, что удивительно даже не всех. Систематизация погибших кораблей за годы войны, показывает, что в официальных источниках учтены не все погибшие, существует путаница с названиями и тактическими номерами.