К двоим беседующим одесситам, подходит третий:
«Не знаю, о чем вы говорите, но ехать надо».
Эта книга является логическим продолжением «Бизнес-Исповеди. 25 лет борьбы за увеличение продаж». Начну я с ее окончания. Немного расскажу о моем опыте путешествий и жизни заграницей в стиле «непутевых заметок». А уже затем поделюсь своим опытом ведения бизнеса в Европе. Если вам, уважаемый читатель, интересен только бизнес, то пропустите начало книги и откройте Главу 4 или даже Главу 6 (там суть книжки написана телеграфным стилем).
В конце 2012-середине 2013 года в моей жизни произошли довольно серьезные изменения. Консалтинговая и тренинговая активности снизились. Сколько можно? Я консультирую с 2001 года. Да, и в штатной структуре компании мне больше всего нравится две позиции: коммерческий директор и акционер. Причем последняя – больше.
Поэтому я зарегистрировал фирму в Литве. (Почему не в России – думаю подробно объяснять не стоит. Налоги. Чиновничий оброк. Дороги. Дураки.)
Там я планировал открыть сеть маникюрных салонов. Хотя сразу же после приезда у меня возникла мысль помогать адаптироваться к новой жизни выходцам из бывшего СССР.
Почему именно в Литве? Из всех стран ЕвроСоюза только в Литве, Латвии и Эстонии не возникает проблем с русским языком. Не верьте вы государственной пропаганде и историям времен СССР. Тогда россияне были оккупантами (по мнению жителей Прибалтики), а сейчас туристы или инвесторы. И тех и других любят во всех странах мира. К слову сказать, сейчас вьетнамцы замечательно общаются с американцами по той же самой причине, несмотря на то, что в некоторых местах до сих пор не растут джунгли, после распыления ими пестицидов.
При этом «планка входа» в бизнес в Литве самая низкая. Более того, зарегистрировав компанию, довольно легко получить ВНЖ (вид на жительство), дающее практически все права гражданина, кроме избирательного. Но с этим можно как-то жить. Я в России родился, являюсь гражданином, зарегистрирован в Москве, а реального избирательного права не имею. Странно. Правда? Бизнес-эмиграция в Латвию сильно затруднена драконовскими требованиями по размерам налогов, которые необходимо уплачивать.
Эстония отличается от остальных прибалтийских республик тем, что уже вошла в зону евро. Кроме того, в этой стране наименьшее количество «совковых» рудиментов. Но и планка входа достаточно велика. (Речь идет о 2013 годе. Сейчас и Литва, и Латвия уже давно вошли в зону Евро.)
Принимать решение уезжать или нет, безусловно, решать исключительно вам, уважаемый читатель. Однако, лично мне безумно жаль, что советский анекдот, вынесенный в эпиграф к этой главе, все ещё актуален.
***
Я уже более семи лет веду бизнес в Литве и с удовольствием поделюсь своим опытом и наблюдениями. Конечно, в каждой стране есть свои особенности. Но они носят скорее формальный поверхностный характер. И с определёнными оговорками то, что я буду рассказывать про Литву, можно отнести и к другим странам Европы.
На Востоке говорят: «Не тоже самое, но и не другое». Суть этого довольно парадоксального утверждения сводится к тому, что люди отличаются количественно, а не качественно. В каких-то странах ЕС вы можете «договориться» с врачом и взять больничный. А в каких-то – даже пытаться никому не придет в голову.
Да, в Дании тоже есть коррупция. Только в десятки (!) раз меньше, чем в России. И утверждать на основании единичного примера, что люди везде одинаковые, примитивная манипуляция ТВ-пропагандистов. Мы не такие.
Не ждите от меня откровений в духе РЕН-ТВ про глобус Европы, местных рептилоидов и мировое правительство. В своих глубинных ценностях человечество едино. Все хотят быть счастливыми (что бы это ни значило), здоровыми, успешными, любимыми и т. д. Просто отличаются критерии и способы достижения этих целей. Кстати, по моим ощущениям именно на понимании отличий людей друг от друга основывается толерантность. Из того, что кто-то не такой как я – абсолютно не следует, что он плохой. (То, что я хороший для меня очевидно.)
Глава 2. Эти странные иностранцы
– Абрам, где ты достал себе такой костюм?
– В Париже.
– А это далеко от Бердичева?
– Ну, примерно, две тысячи километров будет.
– Подумать только! Такая глушь, а так шьют хорошо!
Я не претендую на роль гуру-путешественника. Но надеюсь, что мои наблюдения за различными иностранными компаниями и их сотрудниками, вызовут улыбку, а иногда и помогут избежать читателям досадных ошибок.
Давайте же двигаться от общего к частному. Сначала поговорим о единых для всех стран Европы аспектах жизни и бизнеса. А чуть позже я подробно поделюсь своим опытом ведения бизнеса в Литве.
Что же объединяет людей Старого Мира? Как минимум 3 глобальных принципа:
– стремление к снижению рисков
– постоянное стремление к экономии
– состояние расслабленности
А теперь обо всем по порядку
Широко известна взаимосвязь прибыли и риска. И высказывание Маркса о капиталистах, что «при 300% прибыли нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы». С тех пор много воды утекло. Подавляющее большинство современных европейских бизнесменов без размышлений, что называется на автомате, отказываются от рисков. Более того, мышление предпринимателя направлено на их постоянную минимизацию.
Огромная часть договоров, которые я читал или подписывал (эх!) содержат пункты, обязывающие отказываться от исков, претензий, штрафов и т. д. Казалось бы, в Европе живет огромное количество наций и народностей, но по отношению к риску они придерживаются единого мнения.
Просто итальянцы выскажут его вам, размахивая руками. А финны, кажется, даже не моргая. Этим объясняется косность подавляющего большинства людей. Многочисленные исследования показывают, что среди обычных людей консерваторы составляют 95—97%. Что само по себе гигантское число. Однако существует огромное количество профессий, где количество консерваторов составляет практически 100%.
Могу поиграть с вами, уважаемый читатель, в «ясновидение». Среди ваших знакомых юристов, врачей, технологов (да и вообще людей связанных с производством) новаторов нет. Угадал? Угадал, угадал. Если что-то работает и дает нормальный результат, то они ни в коем случае не станут менять это самостоятельно (без сильного внешнего …кхм… импульса). Конечно же, никакого ясновидения тут нет, я просто вспоминаю свой опыт общения с представителями этих профессий.
Из избегания рисков следует вторая особенность европейцев. Я говорю о перманентной экономии. Здесь принято жестко ограничивать траты, вне зависимости то того, есть ли у вас деньги или нет. Это является нормой и среди вполне состоятельных немцев, англичан, шведов, норвежцев. И среди небогатых граждан Восточной и Северо-Западной Европы. Более того, выставлять богатство на показ является дурным тоном и вульгарностью. Я знаком с литовцем, владеющим тремя мебельными цехами и отлично чувствующим себя за рулем Пассата универсала 2001 года. Ну, а что еще надо? Вместительная, надежная, экономичная, удобная машинка.