К середине XVII века в Кари беком море на острове Тортуга достигла своего расцвета пиратская республика Береговых братьев. Три четверти века они грабили корабли и города в испанских колониях Нового Света. Слава самого отважного и кровожадного «брата» досталась французу Жану-Франсуа Но по прозвищу Олоне.
Жан-Франсуа Но родился в 1630 году во Франции в местечке Сабль-д’Олоне провинции Пуату, откуда и получил свое прозвище. В 20 лет он навсегда покинул родину, отплыв на корабле в Вест-Индию. Чтобы оплатить проезд, юноша подписал контракт, обязуясь отработать три года на сахарных плантациях Санто-Доминго. Когда вышел срок, он примкнул к буканьерам (охотникам, заготовлявшим букан, копченое мясо для моряков), а затем перебрался на Тортугу к флибустьерам – вольным разбойникам Антильских морей.
Став пиратом, Олоне проявил большое мужество, решительность, ум и хитрость. Когда в одной из абордажных схваток пал капитан, под началом которого он сражался, на вакантную должность команда выбрала Олоне.
Вскоре он прославился как удачливый и самый жестокий разбойник Карибского моря. Олоне не щадил даже пленных. Испанцы, зная, что их ждет, сражались до последнего человека.
Но госпожа Удача не всегда была на его стороне. У побережья полуострова Юкатан корабль Олоне попал в сильный шторм и разбился у испанского города Кампече. Пираты выбрались на берег и укрылись в лесу. Но испанцы выследили разбойников. Почти всех перебили, немногих уцелевших взяли в плен. Раненый в ногу Олоне вымазался кровью и, затаив дыхание, притворился мертвым. Когда испанцы ушли, Олоне отмылся в море, перевязал рану, переоделся в одежду убитого испанского солдата и пробрался в город.
Франсуа Олоне.
Иллюстрация взята из книги А. О. Эксквемелина «Пираты Америки», 1684 г.
Горожане пили вино и плясали вокруг костров, празднуя свою победу и гибель ненавистного врага. Чтобы не вызвать подозрений, Олоне пришлось тоже повеселиться на собственных поминках. Через несколько дней он убедил рабов угнать у хозяина баркас и уплыть на Тортугу, где все они обретут свободу. Олоне совершил мореходный подвиг: пройдя на небольшом парусном судне на веслах 1200 миль, он вернулся на остров Береговых братьев.
На последние деньги Олоне вооружил до зубов 20 флибустьеров и на легком барке отплыл к берегам Кубы с намерением жестоко отомстить за смерть товарищей.
Узнав о появлении «воскресшего» пирата в устье реки Эстера, гаванский губернатор послал туда военный фрегат, чтобы очистить кубинский берег от разбойников. Под покровом темноты флибустьеры взяли прибывший по их душу корабль на абордаж и устроили на палубе жуткую резню. Раненых испанцев выбросили за борт, а пленным Олоне сам рубил головы, слизывал с клинка кровь, комментируя разницу во вкусе. На испанском фрегате он вернулся на Тортугу и задумал крупную операцию.
Вступив в союз с Мигелем Баско, флибустьером «отменной репутации», Олоне собрал под свои знамена восемь кораблей и 1700 пиратов. По пути к венесуэльским берегам они захватили два испанских торговых судна вместе с грузом: какао, оружие и 50 000 пиастров[1] в придачу. Удачное начало наполнило сердца пиратов отвагой.
Город Маракайбо, расположенный на северном берегу одноименного озера, сообщался с Карибским морем узким проливом, вход в который прикрывала крепость Сан-Карлос де ла Барра с 16-ю пушками. После трехчасового боя крепость пала. Саблями пираты изрубили весь гарнизон. Пиратский флот двинулся к городу.
Жители Маракайбо в панике покинули дома и унесли с собой все ценности. Пиратам достались только вино, ром, куры, свиньи и хлеб. Разбойники расположились в лучших домах и пировали несколько дней, так как сильно отощали за время похода. Олоне выслал поисковые отряды в окрестные леса. Под изощренными пытками пойманные местные жители признались, что самые богатые горожане успели укрыться со своим добром за стенами города Гибралтар, на другом берегу озера, а самые бедные закопали деньги в лесу. Обшарив тайники пойманных испанцев, пираты наскребли 20000 пиастров. Это была не та добыча, на которую рассчитывал Олоне. На совете капитанов пираты решили штурмовать Гибралтар. Ради наживы они были готовы рисковать своими жизнями.
Олоне отобрал 380 лучших бойцов и поплыл к городу. На помощь жителям Гибралтара из Мериды прибыл сам губернатор провинции в сопровождении 400 солдат; столько же он вооружил на месте. Испанцы не теряли времени даром: дороги на подступах к городу завалили буреломом, выкопали волчьи ямы, прорубили в сельве фальшивые просеки, упиравшиеся в болота, выстроили редуты, на которых в ожидании врагов замерли 30 пушек.
Прибыв под стены Гибралтара, многие разбойники пали духом: город казался неприступным. Перед боем предводителю флибустьеров полагалось сказать речь. Как любой хороший командир, Олоне знал, какие струны души бойцов надо затронуть, чтобы вселить в них мужество и уверенность в победе.