Владимир Ерошин - Зима. Формат гримас

Зима. Формат гримас
Название: Зима. Формат гримас
Автор:
Жанр: Современная проза
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Зима. Формат гримас"

Выход новой книги Владимира Ерошина «Зима / формат гримас» стал ожидаемым и естественным событием, как смена сезонов: после «Лета» и «Осени» пришла «Зима». Если вы заглянули в эту книгу, и на первый взгляд она вам показалась странной, значит, вы пока не знакомы с такой формой поэтической миниатюры, как танкетка. Книга Владимира Ерошина, одного из ведущих мастеров танкетки, – хороший повод для знакомства.

Книга написана в 2014 году.

Бесплатно читать онлайн Зима. Формат гримас


Предисловие

Глубоко

не глупость

Выход новой книги Владимира Ерошина «Зима / формат гримас» стал ожидаемым и естественным событием, как смена сезонов: после «Лета» и «Осени» пришла «Зима». Если вы заглянули в эту книгу, и на первый взгляд она вам показалась странной, значит, вы пока не знакомы с такой формой поэтической миниатюры, как танкетка. Книга Владимира Ерошина, одного из ведущих мастеров танкетки, – хороший повод для знакомства. (Здесь косая черта / – это указатель перехода во вторую строку танкетки, двойная косая черта // – указатель перехода во вторую танкетку битанкетки – примеч. авт.).

Подробные правила сложения танкеток (и понимания их при чтении) можно найти в проекте «Две строки / шесть слогов» на сайте «Сетевая словесность». Вкратце (чисто математически) основные правила таковы: танкетка состоит из шести слогов в двух строках (3+3 или 2+4), не более чем из пяти слов. Но математика – это ещё не всё, это далеко не главное, потому что, как сказано в этой книге, – «хаос / без поэтов», и «танкетка / друг смысла». Миниатюры Владимира Ерошина отличаются тем, что вмещают большой и многообразный смысловой объём. Посмотрите сами: «запах / невидимки». Два слова. Но разве вы не чувствуете здесь присутствие женщины? Вернее недавно, только что побывавшую здесь женщину? Её нет. Но, закрыв глаза, я вижу её, чувствую эту невидимку – в любимом образе, в ореоле запаха любимых духов. Вот она у зеркала за утренним туалетом поправляет причёску. А вот и оставленные на полочке шпильки-невидимки… Кому-то другому эти строки могут предстать совершенно иной картиной. Тем и хороша танкетка, что можно «просто / про сто проблем». Может быть, сам автор имел ввиду нечто другое? Да мало ли что! Не всё надо выкладывать на тарелочке: «своё / не каждому». Лучше держать «мысли / за зубами». Если нечто, что на уме, вдруг оказывается на языке, то лучше держать язык за зубами. Следовательно, и мысли там же. Попробуй добудь, если зубы плотно сжаты. Сможешь, – молодец! А кому «до сути / недосуг», могут и не напрягаться. Можно просто посмеяться, если покажется смешно: «пугал / запах звука». Но всё же я надеюсь, что читатель, придёт к выводу: в танкетках «глубоко / не глупость», и убедится – автор в книге нередко «менял/ смех на юмор», беспричинный признак на остроту и утончённость.

Так что там с «Зимой»? Всё нормально: «зима / отразима»! Во-первых, отразима образами в книге: «бело / Малевич спит», «зима / радость и мат»… Во-вторых, не так уж это и страшно: «мороз / трое стрингов», – и все дела! Наконец, «мороз / чем не тема // … / для знакомства»!

Но в целом, зима всё же ни при чём. Она просто «зима / формат гримас»: погоды, выражений лиц, взаимоотношений, всех проявлений жизни… Поэтому в книге найдёте всего по малой танкетке. Много всего через взгляд автора. А взгляд человека и гражданина, офицера, пусть и в отставке, выражается твёрдо и понимается без вариантов: «дружба / надрубежье», «в народ / вертикалью», «твёрдо / в правду мордой», «ничком / в действительность», «пушки / трубки войны», «собрат / полураспад». При этом он всем говорит прямо: «мы все / не против всех // все мы / всегда за нас». Прочтите его песни (да, именно песни, которые поют на встречах сослуживцы), тоже помещенные в этой книге, и вы убедитесь, что автор «заквашен на доброте».

Хочу сказать несколько слов о форме наткеток (перевёрнутых танкеток), впервые появившихся в этой книге. При непременном сохранении всех остальных условий диалога между строками автором предложено ввести формулу 4+2. «Ад черновик / Рая». На поле сайта танкеток наткеткам места не нашлось. Но в книге, почему бы и нет? Представьте, что для решающего точечного меткого завершения удара требуется длительная основательная подготовка. Тогда два слога завершающей реплики вполне логичны после четырёх слогов первой подготовительной. Многие приведённые в книге примеры могут существовать только в таком виде. От перестановки мест слагаемых результат меняется! Повторите прочитанную «перевёрнутую танкетку», не глядя, закрыв глаза, и вы убедитесь, что перевёрнутой она выглядит только в графическом виде на бумаге. Или попросите прочесть её вам вслух: «был в запое / читал», «всё проходит / с трудом». Правда же, есть и в этой форме своя прелесть. Ведь в прочтении танкетки по формуле 4+2 происходит именно сужение в точку и до того уже малой по форме «корпускулы поэзии».

Оптимизм автора («нытьё / признак рабства») и тонкий интеллигентный юмор, помноженный на жизненный опыт («понял / себя в себе»), помогают читателю посмотреть на многообразие жизни в его танкетках через «прицел / оптимизма» и увидеть «свет в конце / удава».

Книгу завершает пожелание читателям – одностишие (есть здесь и такой раздел): «Не жди весны. Сейчас прочувствуй щепкость». Я тоже желаю всем в полной мере насладиться «Зимой» Владимира Ерошина. Но, думаю, что после прочтения этой книги читатели с нетерпением будут ждать прихода «Весны».


Владимир Лашин участник интернет-проекта «Две строки / шесть слогов»

Танкетка / друг смысла

серп луны
молот звёзд

-

до Ада
пробок нет

-

соломка
для бездны

-

эру бдит
эрудит

-

принял быль
за мечту

-

до сути
недосуг

-

свет в конце
удава

-

за смехом
очередь

-

встретилась
попался

-

маслом вниз
отжался

-

жжёт жало
желаний

-

устоял
в устоях

-

попугай
накаркал

-

принял кость
за милость

-

переспал
проблему

-

освятил
не глючит

-

накликал
лик клики

-

Дед Мороз
откаты

-

ставил икс
на попа

-

русалку
на шпагат

-

моряки
с подводы

-

пейсы шляп
талмудрость

-

интроверт
в танкетках

-

винтерфреш
чересчур

-

не звони
натощак

-

тормашки
вид снизу

-

раз ворчит
согласен

-

акушер
надежды

-

сочельник
вечности

-

по звёздам
к терниям

-

разведчик
разведён

-

пленник дум
пленарных

-

без шашней
не шашлык

-

– хрен редьки не слаще
хрен к редьке
всё чаще

-

тормошил
тормашки

-

сытый быт
скрытый стыд

-

отдыхал
в дураках

-

угРюмка
стаКан-Кан

-

вор дворец
свора двор

-

трель стрельба
кто кого

-

заросли
расцвета

-

Бога нет
ей-Богу

-

гнал волну
от волны

-

комиксы
мультура

-

берёзка
тень черна

-

злы козлы
на узлы

-

– палиндром
в небе лом
молебен

-

рисовал
танкетки

-

рефлексы
для грехов

-

– всадник без головы
колобок
на плечах

-

со вкусом
танкетки

-

сбор камней
время Че

-

колобок
в наколках

-

молодость
мгновечность

-

взрыв в аду
шахидка

-

оселок
упрямства

-

навеки
не сейчас

-

мавзолей
освящён

-

не сожги
не солгав

-

от ухи
до ухи

-

касторка
для касты

-

слонышко
описка

-

снег пробки
танкетки

-

и пряник
под кнутом

-

простуда
от взгляда

-

атеист
молитва

-

танкетка
танк мажор

-

гусь свинье
не гусар

-

ах мато
язычность

-

колбасил
докторски

-

квитался
бисквитом

-

галёрка
галеры

-

кручина
крутости

-

– взять быка за рога
зять быка
за врага

-

тормашки
вид сверху

-

тревога
маннопад

-

птичий грипп
не утка

-

авансы
с авансцен

-

целовал
язычниц

-

от прозы
прозревал

-

тёр пень я
терпенья

-

дед журил

С этой книгой читают
Танкетки близки как медитативным хокку, описывающим мимолётное впечатление, настроение, так и одностишиям с недосказанностью характеров лирических героев или обозначением какой-либо иронично-философской сентенции. Сверхкраткая и твёрдая форма танкетки вынуждает использовать несколько другие художественные приёмы, чем в рифмованной поэзии. Это и смысловое сближение строк, их графическое (буквенное) сопоставление, и обыгрывание паронимов, цитат, ус
Танкетки – по объёму меньше одностиший. Если одностишие («О, закрой свои бледные ноги», Валерий Брюсов) – в сущности, это полноценная строка, со своим ритмом и эмоциями, то танкетка (шесть слогов) успевает разве что на что-то намекнуть, что-то обозначить. Наша эпоха стремится к минимализму, и в этом искусство следует за эпохой. Возникают новые жанры. В любом жанре главенствуют какие-то ограничения. И все чаще это – количество слогов. Так диктует
Итак, танкетка. Такое серьёзно-несерьёзное название дал ей её изобретатель поэт Алексей Верницкий, который так определяет место танкетки в литературе: «Если хайку в литературе занимают то же место, что шахматы в спорте, то можно сказать, что танкетки по сравнению с хайку – это то же, что шашки по сравнению с шахматами. Правила шашек проще, и партия длится меньше времени, однако принцип этой игры построен на той же логике, что и шахматы. Так же и
Спросите, о чём эта книга? А о чём поёт осенний дождь? О чём шумит ветер в кронах, срывая листья? О чём мурлычет кот у ваших ног в тёплом доме? Или о чём вы задумались, когда вас неожиданно окликнули? Не помните? Вы могли находиться в состоянии глубокого сосредоточения, самосозерцания, так сказать, в состоянии “дзен”, сами того не зная. Вопросы, множество вопросов… Осмысленных и несформировавшихся, конкретных и ускользающих в туманной непонятност
«…Меня закрутило, завертело и куда-то потянуло, как в пылесос!Когда мелькание прекратилось, я не поверила своим глазам!Кругом стоял огромный лес – но не тот светлый сосновый, в который мы ходим с дедушкой по грибы. В полумраке, прорезанном нитями света, стояли гигантские деревья без сучков и веток. Их кроны смыкались где– то наверху да так, что неба не было видно! В кронах стоял туман. Между деревьями висели канаты и зелёные гирлянды, их было оче
Будущий морской археолог красавица Тейт Бомонт так же, как и опытный искатель сокровищ Мэтью Лэситер, мечтает найти давно похороненное в тропических водах Вест-Индии старинное колье, известное под названием «Проклятие Анжелики». Всевозможные трудности, неизменно сопутствующие поискам сокровищ, заставляют молодых людей объединить усилия. Но, оказавшись против своей воли партнером Мэтью, Тейт с удивлением обнаруживает, что отчаянный, дерзкий парень
Настоящая книга – это рассказ о столетней истории и славных боевых делах военной контрразведки ВЧК – ОГПУ – НКВД – КГБ – ФСБ России, а также – о ее людях. Но это не биография одной конкретной личности и не сборник очерков. Говоря об истории службы, автор постарался рассказать о многих ее сотрудниках, что позволит читателю получить достаточно полное представление о людях, в различное время осуществлявших контрразведывательную деятельность в войска
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БЫКОВЫМ ДМИТРИЕМ ЛЬВОВИЧЕМ, СОДЕРЖАЩИМСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА 03.06.2022.Поколение шестидесятников оставило нам романы и стихи, фильмы и картины, в которых живут острые споры о прошлом и будущем России, напряженные поиски истины, моральная бескомпромиссность, неприятие лжи и лицемерия. Их часто ругали за половинчато