Далёкое детство, мне четыре года. Маленький заводской городок, большой деревянный дом напротив. Дом красивый, только окна разбиты, а вокруг дома участок, заваленный гнилыми брёвнами. Утром из калитки в одной ночной рубашке выходит сумасшедшая Дина. Она отправляется вдоль улицы к ближайшей помойке, она хочет есть. Бабушка кидает ей полбатона, Дина жадно вгрызается в его мякоть. «Ворованное впрок нейдёт!» – говорит бабушка загадочную фразу.
Как-то уже позже я спросил бабушку, что это значило, и она рассказала, что жил да был в посёлке директор завода. Хороший директор, удачливый, и всё, что ему было нужно, тащил он с завода к себе домой. Построил он прекрасный дом и ещё брёвен натащил – на летний домик, на баню. К тому же женился он на молодой красавице, которая любила его просто безумно. Скоро и дочка родилась… А вот с дочкой были некоторые проблемы, какой-то она оказалась не такой. И говорит невпопад, и одевается не так, как надо, и не обучается ничему. Так что, когда надо было ей идти в школу, ничего из этого не вышло. Но богатым нечего унывать, дочку любили и лелеяли.
А тут беда нагрянула – приехала из Москвы на завод некая комиссия, а директор-то хвать за сердце – и помер. Жена уж убивалась, плакала… да через год заболела и тоже померла. Осталась дочка Дина одна. Что делать – не знает, так и ходит по посёлку, побирается. Дом запустел, строевой лес на участке сгнил.
– Такие дела – ворованный лес был! – закончила бабушка. – А ворованное впрок нейдёт!
Долго я думал своим детским умом, как это – ворованное впрок нейдёт. Пробовал воровать – и действительно – одни неприятности от этого случались…
А потом настала весёлая юность и пристрастился я к игре в карты на деньги. Играли мы и на наличные, и на расписки, если денег не хватало. Везло мне в карты, много расписок скопилось в кармане. А вот друзья от меня отошли. Хоть и не дал я распискам ход. Понял я, что за всё надо платить, за неправедные деньги расплатился потерей дружбы. Вспомнил, как бабушка порой говорила, что бесплатный сыр только в мышеловке.
Бросил я все азартные игры. А тут и влюблённости начались. И девушки какие замечательные, красивые, и все меня любят… Я уж стараюсь выглядеть похуже, нарочито небритым, в старых джинсах – всё равно любят. Хорошо завести красивую любящую жену! А вот если не одну? И тут начались весьма серьёзные проблемы. Такому не позавидуешь! Даже здоровье потерял.
Вот так постепенно и пришла мне в голову мысль, что не только деньги могут быть чужими, и красавицы влюблённые могут быть не моими. Да и всё на свете делит судьба на то, что припасено лично для меня, и то, что не для меня.
А тут, как я говорил, и болезнь подоспела… Да такая, что врачи крутят головами, да посылают один к другому. И понял я тогда, что болезнь эта не для врачей дана, а мне лично. Что это тоже моё, и перекладывать на других свои проблемы я не в праве.
Вот так и говорила со мной моя судьба, говорила знаками на моём пути. И дала она мне свой закон, что брать от жизни можно только своё, а чужого брать не надо – возьмёшь, потом пожалеешь. И отказываться можно только от чужого, а от своего и отказаться нельзя.
Так что о своей болезни я решил поговорить с судьбой и выяснить, зачем мне она её подсунула. Начал голодовку, чтоб ничто не отвлекало. И судьба ответила. Я понял, что был неправ, осуждая, как мне казалось, справедливо окружающих меня людей. А там и болезнь прошла, не то чтобы чудом, а и не просто так… Вдруг нашлись и знающие врачи и другие люди, желающие мне помочь.
Оказалось, что судьба всегда отвечает, если её настойчиво спрашиваешь. Не обязательно лично: то книгу нужную подбросит, то человек неожиданный приедет и разберёт всё по полочкам.
Хорошо жить и чувствовать, что и судьба твоя рядом живёт вместе с тобою и устраивает тебе случаи забавные. Так однажды у меня украли куртку – на минутку оставил на скамейке, пока делал зарядку. Рассмеялся – значит, кому-то нужнее, ему судьба её подбросила! И что же – буквально на следующий день приятель мне презентовал такую же: купил, а ему мала, и денег не взял.
Или ещё – жулик один украл мои документы и уехал в другой город. С ним пришлось дольше повозиться, подавал я записки в церковь о его здравии, наверное, месяцев пять. И верил в свою судьбу, а она не обманула – послала на него бандитов местных, так он с испугу решил, что это я постарался, – всё мне вернул, но не сам, а через посредников. Да ещё и извинения просил передать.
Вспомнился мне ещё один забавный эпизод из моей жизни. Была у меня знакомая семья художников-профессионалов. И вдруг муж находит совсем молоденькую любовницу – тоже художницу. Я потом её картины видел – талантливые, только немного странные, например, задница вместо головы, а на месте попы – груди. Так вот, любовница эта – немосквичка – повадилась звонить законной жене: мол, убирайся из квартиры, мне с твоим мужем здесь жить надо! Я и рассказал заплаканной жене свой предыдущий случай с жуликом. Она не пропустила это мимо ушей, а в следующие выходные поехала аж в Сергиев Посад – заказать у старцев молебен о здравии своей обидчицы. Мужу неверному, естественно, ничего не сказала. А он сам звонит в понедельник: «Что ты сделала с моей любовницей?! Она с утра в корчах мечется на кровати – встать не может! Кричит, что ты её заколдовала!» Такие дела… Любовница ей больше не звонила, но мужа всё же увела, родила от него дочку, заставила купить себе квартиру, а потом бросила ради более перспективного.