На улице идёт снег. Идёт с самого утра, а сейчас поздний вечер.
Михаил – невысокий, худощавый мужчина с коротко стриженными белокурыми волосами сидит на диване и «от нечего делать» щёлкает пультом управления телевизором, переключая каналы. Но в эти предпраздничные вечера, как всегда, ничего интересного в «ящике» не посмотришь. Нечего, кроме детских сказок, а из этого возраста он давно уже вышел – пятый десяток жизни на грешной земле завершает. Правда, сегодня пару сказок посмотрел внимательно – при случае расскажет внуку. Никогда не думал, что свободное время бывает таким долгим и утомительным. По натуре он, как говорит жена, трудоголик и сидеть без дела не может.
Прошла всего неделя, как благоверная уехала к младшей дочери на крестины внучки, а он уже соскучился и по ней, и по привычному укладу жизни. А ведь мечтал о свободных днях, о тихой радости одиночества, о возможности без помех и упрёков перебрать и починить рыболовные снасти и принадлежности. Рыбалка – пожизненная и неизбывная страсть Михаила. Но за первые три дня, после отъезда жены, он со всеми намеченными делами управился и даже более того – сделал несколько новых закидушек и кружков для ловли змееголовов.
Змееголов. Поймать эту рыбу – давнишняя мечта Михаила. Нет, когда-то – лет двадцать тому назад, змееголов не был редкостью в водоёмах края и частенько попадался на крючки неразлучной троицы рыболовов- любителей: Алексея, Константина и Михаила. Правда, потом по неизвестной причине пропала эта рыба. Стала большой редкостью в садках земляков. А теперь, говорят, появился этот хищник снова… Вновь трепещут души у рыбаков, когда увидят они на конце снасти эту сильную и красивую рыбу. И с годами немного притихшая страсть опять тревожит сны и явь Михаила. Змееголов – эта рыба, как и осётр, словно пришла к нам из времён динозавров и ящеров… Змееголова поймать – это вам не ротана на красную тряпочку. Тут умение и сноровка нужны. Но, если честно сказать, давно он не сидел на утренней зорьке у водоёма. Давно не варил уху на свежем воздухе, не смотрел на звёздное небо сквозь листву прибрежных кустов. То некогда, то не с кем…. И так несколько лет. Эх, года…. Разводят по разным жизненным тропинкам людей, ломают нравы и привычки, вяжут по рукам и ногам заботами, хлопотами и… ленью.
Нет, в этот год он во время отпуска летом и обязательно поедет на рыбалку. И непременно на те озёра, где когда-то ловил змееголовов. Может быть внука доверят ему на всё лето? Тогда вдвоём с ним будем колесить по озёрам и протокам – надо мальчишку приучить к мужскому занятию.
Нет, Михаил не сидел сиднем на печи, не отгородился высоким забором от природы. Много раз ездили с женой отдыхать на озёра, но разве с женщинами порыбачишь? Только прикормишь место, только устроишься на берегу, только-только начнётся клёв, а с табора уже летит:
– Миша, воды надо…. Михаил, костёр не разжигается… Мишенька….
И какого ей ещё рожна надо? Нет, женщины созданы не для рыбалки. От такого отдыха получаешь не удовольствие, а полнейшее расстройство нервов.
Вот раньше с ребятами-друганами бывало…. Э, да что говорить?
С внуком может что-то получиться…. Ему уже пять лет. Пора научить пользоваться удочкой, червяка на крючок наживлять. Да и забавный он, внук-то. На днях пришлось с ним вечер посидеть. Мама его – старшая дочь Михаила – попросила. Этот внучок так озадачил, что и сейчас вспоминать смешно. На вопрос: чем тебя угостить? Малой ответил: у тебя есть краденные палочки. Хочу краденных палочек. От этого ответа дед, честно говоря, опешил.
– Ярослав, мы же ничего не воровали. Красть – это нехорошо.
– Воровать нельзя – я это знаю. А палочки – они красные с белыми полосками.
Только спустя некоторое время до Михаила дошло:
– Крабовые палочки?
– Да, крабовые…
Летом, когда гуляли во дворе на детской площадке, Ярик увидел проходивших мимо женщин-узбечек.
– Дед, а это ходят божьи матери? – огорошил вопросом внук. – Я таких видел, когда с бабушкой ходили в церковь, на картинках, что на стенах нарисованы.
Действительно, своим одеянием женщины были похожи на иконописные образы: платки повязаны так, что видны только глаза, одежды скрывали фигуры полностью и только иногда из-под подолов выглядывала остроносая блестящая обувь. Однако, наблюдательный внук. Пришлось объяснять, что это не «божьи матери», а простые женщины, одетые в традиционные национальные костюмы. А потом ещё долго говорили о национальных одеждах.
Не успел Михаил вдоволь поумиляться высказываниями внука, как в прихожей раздался
звонок.
Каково же было удивление, когда Михаил увидел на пороге… закадычного друга Алексея. Того самого неразлучного в детстве, юности и отрочестве. Того самого, которого не видел уже более десяти лет. Правда, этот Алексей против давнишнего был гораздо – раза в два – крупнее…. Да, такого подарка Мишаня в сегодняшний вечер не ожидал….
– Заходи, залетай, новогодний подарок, – после долгих объятий и тисканий предложил другу.
Алексей своими габаритами занял почти всю прихожею, аот его шумного дыхания остатки тишины покинули пределы квартиры. На гладком, до синевы выбритом лице, чёрные широкое брови контрастировали с сединой богатой волнистой шевелюры. Карие подвижные глаза излучали спокойствие и благодушие. Это человек внешностью – полная противоположность Михаила. Хорошо поставленным голосом он изрёк:
– Я ненадолго, Миша, не взыщи…
– В кои то веки и «ненадолго»? Нет, извини, брат, так не пройдёт.
– Я ещё с матушкой не виделся, а по телефону сказал, что уже в городе.
– И с матушкой увидишься, и борща её похлебаешь, и родственников навестишь – отпуск, наверное, не в один день?
– В том-то и дело, что не в отпуске я, а в командировке. Всего два дня, а дел невпроворот.
– Успеешь, если спешить не будешь, успеешь…. Сейчас же проходи в комнату вон на тот диван и пододвинь к себе столик, а я на кухне пошурую насчёт рюмки чая с огурцом. Извини, но сегодня я и за хозяйку.
– А где Тамара?
– Тамара укатила к младшей дочери в Иркутск крестить внучку. Вот уже прошла неделя, как я холостякую. А твои как? Как дела у Надежды, Славы?
– Надежда в последнее время увлекается фитнесом, а основное время отдаёт ребятишкам – всё так же, как и ты, преподаёт в школе. Славка уже капитан, отец двоих ребятишек. Направляют его в Приморье нести службу в Находке, а он мечтает об академии бронетанковых войск. Сидит его семья на чемоданах и ждёт: что раньше придёт – вызов в Москву или приказ о назначении. Вот такие, брат, дела у нас. Всё идёт по расписанию.
– Военный человек себе не хозяин. Служи там, где в данное время нужно, где укажут. Это так. А ты, Алексей, не поверишь, что я буквально пятнадцать-двадцать минут назад вспоминал тебя и Костю. Вспоминал, как мы змееголовов ловили на озёрах.