Вадим Гринёв - Большой крест

Большой крест
Название: Большой крест
Автор:
Жанры: Военное дело / спецслужбы | Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2020
О чем книга "Большой крест"

Летом 1944 года Советская Армия вплотную приблизилась к границам Европы, оккупированной гитлеровскими войсками. Несмотря на военные успехи на всех внешних фронтах, Сталина беспокоил внутренний фронт на Западной Украине. Этот фронт создавали боевки ОУН, умело руководимые службами германского Абвера с 1940 года, когда плохо продуманные военные операции внутренних войск НКВД пытались насаждать советскую идеологию, чуждую религиозному фанатизму населения Галиции.

Бесплатно читать онлайн Большой крест



ПРЕДИСЛОВИЕ

После возвращения Крыма в Россию, мы с женой побывали во Львове в конце мая 2015-го. В старинной части города еще цвели каштаны и разгуливали толпы туристов, приехавших из Западной Европы и Восточной Украины. Центральные здания города были приведены в идеальный порядок. ЮНЕСКО рекомендовало мировым туристам посетить Львов. Европейский банк реконструкции и развития выделил солидные суммы на украшение европейского города. Городские турфирмы предлагали поездки по замкам Львовской области. Мы побывали в Олесськом замке, в Подгорцах, в Жовкве и решили отправиться в Золочевсвский замок. В первых трех замках я, как долго проживший во Львове, бывал на экскурсиях. В Золочев было ехать далековато, да и не тянуло туда. И только, когда пришлось работать над рукописью пятой книги «Оружие Бизанца», я понял, что об этом замке надо будет написать. Писать придется о массовом истреблении людей на территории замка. Что там происходило в период 1942 -1944 года описано в пятой книге. Голливуд выпустил в свое время кинофильм о трагедии замка и о концлагерях Золочева в период немецкой оккупации Галиции. Этот фильм полный печали и взывающий к возмездию, я не видел. И не хочу, потому что написанное со слов очевидца, побывавшего в замке в 1943 году, потребовало многое пережить, переболеть угрызениями совести перед жертвами фашизма. Если у читателя пятой книги содрогнется душа от тех глумлений над людьми, которые были замучены изощренными способами, придуманными «цивилизованной» европейской нацией, я свою задачу, как писателя, буду считать выполненной.

Золочевский замок был сооружен для Якуба Собесского (1590 – 1646), отца польского короля Яна Собесского, в честь которого названы подо Львовом Яновские озера и Яновское кладбище, где рядом был сооружен немцами Яновский трудовой лагерь. Закончили строить замок в 1636-ом. Он функционировал и как резиденция короля, и как крепость для охраны границ Речи Посполитой. Территория замка размещается на невысоком холме на окраине города. В плане территория представляет квадрат со стороной 80 метров, возможно больше, и каждый угол квадрата (бастион) выложен тесанным камнем. На всех четырех углах установлены миниатюрные сторожевые башни с бойницами. Квадрат обвалован насыпью высотой до трех метров. Вдоль одной из сторон квадрата размещается двухэтажный «Большой дворец», рядом с ним, образуя прямой угол с Большим, расположен малый «Китайский дворец». К двум другим сторонам квадрата примыкают служебные невысокие здания музейного филиала Львовской галереи искусств. В замковом дворе имеется небольшой парк с фонтаном. И Большой и Китайский дворцы наполнены картинами и скульптурами разных эпох. Экскурсоводы не могут объяснить по чьей прихоти австрийских властей, по какой причине, в 70-х годах Х1Х столетия в Большом дворце находилась тюрьма. На первом этаже бывшей австрийской тюрьмы целых две комнаты отведены под экспозицию предметов, которыми якобы пытали заключенных советские органы НКВД. В эти помещения водят на экскурсии украинских школьников, информируя их о вреде советской власти.

После осмотра музейных сокровищ второго этажа, после прохлады толстостенных помещений Большого дворца, мы вышли во двор. Ярко светило Солнце, и приятно было ощущать телом летнее тепло. Жена осталась стоять у входа, а я пошел к служебному зданию прочитать текст, выгравированный на мраморной памятной доске. Буквы текста были покрыты золотистой краской. Сообщалось, что в местном концентрационном лагере во время немецкой оккупации было уничтожено 14 тысяч человек. Я вернулся к жене и назвал ей цифру жертв нацизма. Стоя спиной к входу во дворец в ожидании пока не соберется вся наша автобусная тургруппа, я обратил внимание на длинную трехметровую цилиндрическую емкость, лежавшую на зеленой траве. Цилиндр с диаметром в полметра имел аккуратный овальный вырез и был выкрашен в зеленый цвет. При входе вместе с группой во дворец я не заметил этот цилиндр. Меня удивило то, что емкость не была сделана из цельной трубы. И крышки оснований цилиндра и продольный шов были усеяны большими заклепками. Эта конструкция не имела сварных швов. Цилиндр был изготовлен либо в Австрии (перекрытия над перонами Львовского ж/д вокзала сплошь клепанные), либо завезен из Германии. Емкость была герметичной и в ней находилась вода. Я спросил у женщин – сотрудниц музея, откуда у них в замке эта цилиндр. Одна из них постарше сказала, что он остался со времен войны. Вышла из дворца вся наша автобусная группа и наша экскурсовод, – молодая женщина под тридцать. Я обратился к ней:

– Скажите, пожалуйста, что было здесь в войну при немцах?

– Обычные тюремные помещения еще с австрийского времени. При советской власти здесь тоже находилась тюрьма НКВД.

– На служебном здании мемориальная доска свидетельствует, что здесь были уничтожены 14 тысяч человек?

– Это не здесь, а дальше, в другой части Золочева.

– Но, почему, именно в замке появилась эта мемориальная доска? В американском фильме показано, что на территории Золочевского замка уничтожали преимущественно евреев.

– Я точно не могу вам объяснить.

Наш разговор слушали собравшиеся туристы. Я стал объяснять экскурсоводу, что есть свидетели тому, что здесь в этом замке, немецкие «предприниматели» получали человеческую кожу для изготовления абажуров и портфелей.

– Что за ерунду вы несете! – возмутилась экскурсовод. Немцы несли цивилизацию, это НКВД устраивало здесь пытки!

Окружавшие нас молодые женщины и мужчины молчали. Я был самый старший в этой туристической группе и понял, что это не та аудитория для серьезных дискуссий. Не стоило мне портить прогулочное настроение людям. Жене я посетовал на то, как быстро меняется и исчезает истинная историческая память. Она меня спросила, на чьи деньги местные власти благоустраивают Львов. Я ответил, что скорее всего на немецкие. «Тогда зачем туристам знать негатив о немцах?».

Мы с женой посетили Яновское кладбище, на котором захоронены моя мать и ее сестра Вера вместе с мужем Иваном из Курска ( бывшие служащие окружного военного госпиталя) и другие родственники. Яновское название происходит от Яновской дороги в поселок Янов, получивший название в честь польского короля Яна Казимира. Могилы моих родственников находятся на самой окраине кладбища, которая примыкает к территории бывшего немецкого трудового лагеря. Вблизи, на самом краю холма находятся двадцать могил немецких военнослужащих. Их захоронили рядом с местом их службы. Они были, скорее всего, охранниками в Яновском лагере. В этом лагере смерти заместителем коменданта был унтерштурмфюрер СС Рихард Рокита, бывший силезский скрипач. Его немецким организаторским талантом был создан лагерный оркестр из львовских музыкантов, поляков и евреев. За неверно взятую ноту фашистский «изобретательный» дирижер Рокита из пистолета на месте убивал музыканта. Его оркестр сопровождал как сборы заключенных на выполнение работ, так и публичные казни провинившихся.


С этой книгой читают
Книга содержит повести о поколениях людей, выросших в эпоху становления Советского Союза. Описываются события периода Гражданской войны на юге Украины, военные действия в республиканской Испании, гражданское противостояние в послевоенном Львове. Автор делится с читателем своими размышлениями о непростых судьбах людей, связавших свою жизнь с авиацией.
Офицеры Абверкоманды явились на Лубянку. Им было предложено выехать с заданием в города Западной Украины. Там они три года подряд рисковали своими жизнями, работая в местных органах госбезопасности.
Сталинский Коминтерн терпит поражение от европейского фашизма в Испании. Освободившись из французского концлагеря, Александр Шепеленко вместе с другими военспецами возвращается в СССР. Летчика, владеющего немецким языком, вербует НКВД в свои структуры. Александр попадает в жернова внутриведомственных интриг спецслужбы. Только потребность РККА в пилотах бомбардировочной авиации спасает Александра от ареста. Он направляется на Халхин-Гол для бомбеж
Летом 1941 года под Винницей Советским разведчикам удалось пленить немецкую абверкоманду, обучающую диверсантов-парашютистов. Всех захваченных привезли в Москву. Генерал НКВД Судоплатов предложил Сталину создать дубль своих абверовцев и вернуть их Гитлеру. Эта сумасшедшая идея была реализована.
Десятый том представляет собой биографический справочник, основанный на списках генералов по старшинству, списках по Генеральному штабу, приказах по Военному ведомству Российской империи и других архивных документах. Многие биографии публикуются впервые.
Книга представляет собой 19 том военного биографического справочника в 50 томах. В ней представлены подробные биографические справки о военных должностях, званиях и наградах с указанием числа, месяца, года, составленные на основе архивных личных послужных карт военнослужащих, списков командно-начальствующего состава Красной Армии и приказов НКО. Многие данные публикуются впервые. В 19 том вошли военачальники на буквы И,К,Л, получившие воинское зв
Многотомник "Красная Армия. Полковники. 1935-1945" представляет собой биографический справочник лиц командно-начальствующего состава, получивших воинское звание "полковник" в период с 1935 года по 1945 год и не получавших за этот период более высокого звания генерал-майор, комбриг и т.п. В тринадцатом томе приводиться 3 часть биографий на букву Г. Биографии составлены на основе списков командно-начальствующего состава Красной Армии, УПК военнослу
Многотомник "Красная Армия. Полковники. 1935-1945" представляет собой биографический справочник лиц командно-начальствующего состава, получивших воинское звание "полковник" в период с 1935 года по 1945 год и не получавших за этот период более высокого звания генерал-майор, комбриг и т.п. В восемнадцатом томе приводится 3 часть биографий на букву Д. Биографии составлены на основе списков командно-начальствующего состава Красной Армии, УПК военносл
Дилмар Дейтон, один из самых богатых людей галактики и внебрачный сын императора Галактической Империи, случайно знакомится с Риалой Макридис, владелицей детективного агентства «Открытые глаза». Риала, втянутая в то, что закручивается вокруг Дейтона, помогает ему в важном деле. Благодарность Дейтона превращается во влюбленность: он жаждет заполучить и уникального специалиста в свою команду, и желанную женщину в свою постель. Риалу тоже к нему вле
Суровую даму-начальницу сорока семи лет от роду маг по ошибке вселил в тело юной невесты короля. Попавшая в автомобильную катастрофу женщина очнулась в другом мире и узнала, что очень скоро должна будет выйти замуж и осчастливить своей особой не только короля, но и целое королевство. Ну что ж, руководить она привыкла, умеет всех подмять под себя. Королевство, опять же, нравится, есть где развернуться. Но вот король… Ну не умеет эта одинокая, нико
Где-то среди моря, на загадочных блуждающих островах живут роаны - морские ведьмы, кому дано управлять волнами. Высоко в горах селятся эррины – демоны огня, из огня рожденные. А непроходимые топи болот скрывают таинственных шедов – тех, кому ведом любой язык. У каждой расы есть свое место в этом мире, свой путь и своя судьба. Но не нарушится ли естественный ход событий в тот день, когда молодая роана выкупит на болотной рынке пленного
Я сбежала.От тайн и сложностей. Отношений и переживаний.Новых и старых родственных связей.Прыгнула в портал, надеясь спрятаться от проблем у подруги.Только вот подруга отказалась от вампирского трона и отвергла влюблённого принца.Город заполонили поднятые из могил мертвецы.А моя магия не даёт покоя королям и шаманам.Всем от меня что-то нужно. И, кажется, бежать больше некуда.16+ Первая книга: Стихийный мир: Потерявшая память. Книга 1. Евгени