Современные источники пишут о том, что Соломон (Шеломо, Сулейман) – третий и величайший царь Израильско-Иудейского царства. Десятый сын Давида и второй сын Давида от Вирсавии. Имя Соломона дано ему родителями, пророк Нафан дал ему другое имя – Едидья («любимец Бога, Богумил» – Шмуэль I 12, 25). Некоторые полагают, что это было настоящим его именем, а «Шломо» – прозвищем («миротворец»).
Личность царя Соломона и рассказы из его жизни стали любимым сюжетом Мидраша. Имена Агур, Бин, Яке, Лемуэль, Итиэль, Укал (Мишлей 30, 1; 31, 1) объясняются как имена Соломона (Шир а-ширим Рабба,1, 1).
Имена Симеон и Саломон могут быть равнозначны. Страбон. География. Книга 8. «Крит. На востоке находится гора Дикти, прославившаяся поклонением Зевсу; она оканчивается к северу мысом Самонием или Салмонием».
Самонион или Салмонион звучат равнозначно, то есть в греческом языке «Смн» и «Слмн» были синонимами.
Имя производят Симеон от еврейского Шимон. Ранее многие болгары разбирали значение имени и его переводили. Например, Тодор или Доротей переводили как «Дар от Бога, Божи дар». Благородна – Евгения, Боголюб – Теофил или Филотей, Возкресия – Анастасия, Крестьо – Ставри, Надежда – Елпида, Небесна – Урания, Спас – Сотир, Сребро – Аргир, Богдан -Теодосий, Божана – Теофана, Веселин – Иларион, Воин – Страти, Господин – Кирил, Желязко – Сидер, Жива – Зоя, Камен – Петър, Люба – Агапия, Мира – Ирина, Руса – Ксанта, Светла – Фота, Сретен – Тихон, Черньо – Мавро.
Так, как имя Симеона, как царя болгар известно, в 886 г. и 985 г., то, скорее всего это тронное имя – титул, а царя могли звать по-другому. Он имел сан и мог принять еще одно имя.
В Охридской легенде («Житие Климента Охридского» написанной в 13 веке архиепископом Охрида греком Дмитрием Хоматианом приведено: «Князя же их Бориса обновил он в Божественной купели, а за ним и сына его Михаила, первым назвавшегося царем болгар…». То есть родившийся в 867 г. первый царь болгар Симеон тогда же при крещении получил имя Михаил. В. Н. Златарский указывает, что ромейскими источниками Симеон именовался Львом.
Царь Соломон царствовал над всеми горними и дольними мирами. Диск Луны во время его царствования не уменьшался, а добро постоянно брало верх над злом. Власть над ангелами, демонами и животными придавала особый блеск его царствованию. Демоны доставляли ему драгоценные камни и воду из далёких стран для орошения его экзотических растений. Звери и птицы сами заходили в его кухню. Каждая из тысячи его жён готовила каждый день пир в чаянии, что царю будет угодно отобедать у неё. Царь птиц, орёл, подчинялся всем указаниям царя Соломона. С помощью магического перстня, на котором было выгравировано имя Всевышнего, Соломон выпытал у ангелов много тайн. Кроме того, Всевышний подарил ему летающий ковёр. Соломон перемещался на этом ковре, завтракая в Дамаске и ужиная в Мидии.
Ещё мальчиком Соломон отменял решения своего отца, например, когда решался вопрос о ребёнке, на которого претендовали две женщины. Превосходство Соломона над отцом в качестве судьи проявляется также в его решениях об овце, совершившей потраву на поле (сура 21, 78, 79), и о кладе, найдённом в земле после продажи земельного участка; на клад претендовали и покупатель, и продавец.
Существует легенда, что Соломон собрал все книги по магии, находившиеся в его царстве, и запер их в ящике, который поместил под своим троном, не желая, чтобы кто-нибудь воспользовался ими.
Блеск его царствования запечатлелся в памяти народа как пора высшего расцвета, после которого наступает период распада на два царства. Народное предание знало о его богатстве, блеске и, главное, о его мудрости и справедливости.
Согласно коптским и эфиопским сказаниям царство Соломона находилось в стране «света яркого и жгучего зноя, и области снега и льда». Оно распологалась рядом с Римом и Константинополем, к западу от Анатолии. Общий объем сведений позволяет локализовать царство Соломона в Болгарии и Руси.
Если царь Соломон правил в Ромее или Болгарии в 9—10 веках, то он память о столь великом правителе должна была остаться. В это время в Болгарии правил царь Симеон.
Имя Симеона известно в роде Давида. Израильтяне колена Симеона в количестве 7100 человек пришли в Хеврон, чтобы воцарить Давида над Израилем. Симеон, Симон (евр. Шимон, шем – имя, шемен – масло, шема – слух, симан – знакиат слво колено) – второй сын Иакова от Лии, сыны его получили в удел только небольшую среднюю часть в колене Иудовом, чересполосно с ним. Симеоново колено занимало города: Вирсавия (Шева), Молада, Хацар-Шуал, Вала, Ацем, Елтолад, Вефул, Хорма, Циклаг, Беф-Маркавоф, Хацар-Суса, Беф-Леваоф, Шарухен, Аин, Риммон, Ефер, левитский город Ашан и все села, которые находились вокруг городов до Ваалаф-Беера (южной Рамы).
Город Шарухен (приятное жилище) в уделе Симеона имеет аналогию с Шаруханем. Шарухань считался половецким городом, однако основу его населения составляли ясы. Точное местонахождение города не установлено. По предположению историков, наиболее вероятна локализация на харьковской стороне Северского Донца (по летописи, в переходе от него), в районе городов Чугуева и Змиева или у Изюма, у Красного Оскола, Харькова. Академик Б. А. Рыбаков отождествлял Шарукань с Донецким городищем в Харькове.
С именем царя Симеона связан «Златен век» болгарского государства. Царь Симеон хотел создать новый культурный и политический центр, чтобы соперничать с Константинополем.
Юрий Венелин в своей книге «Критические исследования истории болгар», написанной в 1828 году, сказал в связи с кампанией Симеона в Константинополе: «Да, это были золотые времена Болгарии!».
Добри Войников восклицает в своей Краткой истории Болгарии (1861): «Царство Симеона было золотым веком для Болгарии… Счастливая Болгария с таким царем!».
В «Энциклопедическом словаре» Л. Касарова (1907) статья о Симеоне начинается следующим образом: «Величайший болгарский царь».
В энциклопедии «Болгария» (1988) говорится: «Во времена правления Симеона Болгария достигла наибольшей политической власти и территориальной экспансии».
Одновременно с политическим могушеством, при Симеоне Болгария переживала исключительный культурный расцвет, определенный в исторической науке как «Золотой век». За три десятилетия Болгария достигла высот средневековой культуры. Развивались ее литература, живопись, искусство и архитектура.