"Нет меж живущих людей, да и не может быть безымянных", – писал Гомер. И оно действительно так. У каждого человека есть имя. Паспортное или выбранное им произвольно и нигде не записанное, неважно. Имя собственное помогает отличать одного человека от другого, а неповторимое, ну или редко встречающееся, сочетание имени, отчества и фамилии рождает уникальную именную формулу человека, по которой его можно моментально опознать, вычленить из толпы.
Как бы человек не относился к своему имени, оно несет в себе закодированную информацию: о чертах его характера, о принадлежности к тому или иному поколению, о социальном статусе, о возрасте… Имя человека – это сгусток социальной информации о нем.
Во-первых, это информация о его социальном происхождении. Есть имена для бедных, а есть имена, более распространенных среди богатых. Так, еще несколько столетий назад существовали имена, которые людям из неблагородных семей было запрещено использовать. Например, в католической Испании XIII века дворяне имели право носить сразу несколько имен. Причем общее количество имен не ограничивалось ничем, кроме финансовых возможностей семьи, так как каждое новое имя приходилось у церкви выкупать за немалые деньги. Понятно, что в таких условиях бедняки могли себе позволить только одно имя. Представители же вельможных семей бравировали целыми гирляндами имен. До сих пор в Испании встречаются люди, чьи полные имена повергают в изумление. Это потомки тех самых знатных испанцев прошлого.
Во-вторых, имя говорит о национальности человека. Конечно же, есть интернациональные имена, которые одинаково звучат практически в любом языке. Отличный пример тому – имя Александр. Но большинство имен в разных странах имеет свою самобытную форму и произносится на свой лад. В России – это Михаил, на Украине – Михайло, в Америке – Майкл, во Франции – Мишель, в Германии – Михаэль и т. д.
В-третьих, по имени можно судить о религиозной принадлежности человека. Легко отличить имя христианское от имени, скажем, мусульманского или иудейского.
Определенную информацию можно получить и о характере людей, воспитавших человека, – о его родителях. Все-таки это именно они выбирали имя. Консервативные и лишенные воображения родители вряд ли назовут своего сына Емельяном, а строгие радетели русской культуры – Элиасом.
Очень красноречивы те формы полного имени, которыми человека называют чаще других и которые он сам предпочитает слышать. Вроде бы одно имя – Александр, а сколько у него разновидностей и форм: и Саша, и Шура (иногда с ударением на последнем слоге), и Алекс, и Сандро, и Саня!
Короче говоря, имя несет очень много разнообразной информации о человеке, чтобы относиться к нему легкомысленно или игнорировать его совсем. Не менее важно и то, что имя оказывает большое влияние на человека, носящего его – на его характер и его судьбу.
То, что между именем человека и его характером, а через него – и его судьбой, существует тесная взаимосвязь, заметили еще древние. Так, в языке, на котором говорили жители Шумерского государства, слово "судьба" происходило от выражения "давать имя". А в Древнем Риме существовал языческий ритуал, благодаря которому можно было полностью изменить судьбу человека, и для этого достаточно было… написать его имя вверх тормашками.
Русский православный философ П. Флоренский писал: "Существует тайная и необъяснимая гармония… между именем человека и событиями его жизни". Издревле люди замечали, что имя собственное не просто слово, а, во-первых, слово, которое человек слышит, быть может, чаще всего в своей жизни. И, во-вторых, это своеобразная словесная формула, которая определенным образом связана с судьбой человека. Древние свято верили, что "зная имя человека", на него можно навести порчу, причинить ему зло. Поэтому в некоторых культурах новорожденным давали сразу два имени, одно из которых – основное, а второе – общественное. Основное имя держали в строгом секрете от посторонних людей и посвящали в него только самых близких.
Веря во власть имени, наши предки с таким тщанием выбирали имена не только своим детям, но также городам и государствам. Ими было замечено, что у Мирославов жизнь складывается иначе, чем у Богданов, а Ольгина судьба совсем не похожа на судьбу Марии. Между тем в судьбах самих Ольг наблюдалась поразительная общность, что не могло объясняться одной лишь случайностью. И в наши дни мы продолжаем верить, что, назвав человека определенным именем, мы даем направление его судьбе, а с переменой имени можем эту судьбу изменить. Не потому ли женщины так охотно берут мужнину фамилию, выходя замуж?! Верят ведь, что вместе с новой фамилией их жизнь изменится в лучшую сторону. Меняют имена и в том случае, когда принимают постриг или вступают в тайное общество. Люди творческих профессий часто берут себе псевдонимы, и не всегда это обусловлено трудностью запоминания паспортного имени. Некоторые писатели и художники, прежде чем выбрать новое имя, тщательно продумывают массу вариантов, проверяя их с помощью нумерологии или других эзотерических методов на "удачливость". В любом случае мы, люди XXI века, как и наши дремучие предки, продолжаем верить, что новое имя должно принести нам новую жизнь. Может быть, мы не так уж и неправы?