На фокусников и тяжелоатлетов всегда интересно смотреть. Они то и дело творят что-то невероятное – то разрежут живого человека, то одним движением разорвут напополам толстенную книгу. Смотришь на фокусника и думаешь: «Ну как, КАК он это сделал?» Наблюдаешь за тяжелоатлетом и не веришь своим глазам: «Не может такого быть!» Их удивительные способности воспламеняют воображение. Иисус вызывает у нас похожую реакцию – но с одной существенной разницей.
Помните, как египетские волхвы и заклинатели пытались состязаться с Моисеем? После нескольких убогих попыток повторить его чудеса им пришлось выбыть из игры. Фактически, они признали свое поражение, когда сказали: «Мы не можем это сделать. Это – перст Божий» (Исх. 8:19). А теперь прокрутите историю вперед, к служению Иисуса (Лк. 11:20). Когда фарисеи обвинили Иисуса в том, что Он изгоняет бесов силой Веельзевула, Он напомнил им о Моисее, сказав: «Я перстом Божиим изгоняю бесов». Иисус – не обычный заклинатель, манипулирующий силами нашего мира, но Сам Бог, присутствующий в мире. Он не фокусник, создающий иллюзии с помощью ловкости рук или хитроумных приспособлений; Он – Логос, творящий что-то из ничего исключительно силой Своей воли. Он не спортсмен на стероидах, поднимающий нечеловеческие тяжести, а воплощенный Яхве, повелевающий буйными стихиями и способный укротить ветер и волны. Он – не монах или гуру, по-особенному связанный с космосом, а Божий Сын, по-родственному говорящий с Богом. Он – не священник, не папа римский и не телеевангелист, чей авторитет зиждется на решении церковного совета или на исповедании веры. Его слова суть Истина и Жизнь, изначально достойные того, чтобы писать их с большой буквы.
Про Него говорят много хорошего. Его называют блестящим учителем, добрым целителем, сострадательным социальным работником, харизматичным философом и т. д., и т. п. Все это правда, но этого мало. Считать Иисуса кем-то иным нежели Воплощенным Яхве – все равно что оскорблять Его слишком вялой, недостойной Его похвалой.
В этой серии уроков мы посмотрим на силу и власть Иисуса. Мы будем удивляться Его чудесам и трепетать от неукротимой мощи Его слов. Мы преклонимся перед Его могущественной рукой, способной очистить храм и накормить 5000 человек. Мы придем к Тому, Кто один силен спасти нас, ступая осторожно и почтительно: с таким, как Иисус, нельзя вести себя легкомысленно. Я надеюсь, что Его поразительная сила одновременно заставит нас и ахать от изумления, и вздыхать с облегчением от того, что Он проявляет эту силу ради нашего блага.
Если это ваше первое знакомство с Иисусом и вы всего лишь пытаетесь понять, кто Он такой, добро пожаловать! Входите, не стесняйтесь, мы вам очень рады. Входите с радостью, но и с почтением – и будьте готовы к тому, что что этот галилейский крестьянин перевернет вам душу и создаст вас заново, по Своему образу и подобию.
Если вы из числа бывалых, опытных святых, вам мы тоже очень рады. Знакомство с Христом никогда не надоедает: Он всегда тот же, но одновременно в Нем всегда открывается что-то новое. Тот самый Иисус, Которого вы давно любите и Которому давно служите, откроет вам Себя с новой и неожиданной стороны, и Его сила и власть опять – как всегда и словно в первый раз – переполнят вам сердце.
1
Исцеляя изгоев и повелевая силами природы
Большинство людей приходят к вере Иисуса не благодаря аргументам в ее защиту, а благодаря тому, что видят эту веру своими глазами.
– Сэмьюэл M. Шумейкер
Прочитать: Мф. 8:1–17 – Запомнить: Мф. 8:10–12
Прыжок веры
В октябрьском номере журнала «Лайф» за 1993 г. был опубликован снимок, сделанный Скоттом Трелькельдом: он сфотографировал трех подростков из Луизианы, прыгающих в пруд с десятиметрового кипариса. По всей видимости, Трелькельд и сам забрался на дерево, чтобы оттуда сфотографировать этих полуголых Геков Финнов, летящих вниз, потому что на фотографии мы смотрим на них и на пруд сверху.
В этой фотографии есть что-то вдохновляющее. Долговязому парнишке справа явно страшнее других: он летит ногами вперед, с полусогнутыми коленями, по-птичьи махая руками, готовый плюхнуться в воду всем телом. Мальчишка посередине ныряет головой вперед, с прямыми руками, раскинутыми строго перпендикулярно к туловищу, как крылья маленького самолета; голова его чуть вжата в плечи и слегка наклонена вправо: ему явно не терпится поскорее оказаться в воде. Третий парнишка тоже летит вниз головой вперед, но никуда не торопится. Он словно парит в воздухе, подняв голову; его тело похоже на упругую, но ненапряженную дугу с чуть согнутыми коленями и руками, свободно выпрямленными вниз от расправленных плеч. Спокойный и уравновешенный, он прекрасно знает, что делает.
Какими бы разными ни были их ощущения и стиль прыжка, всем трем подросткам пришлось преодолеть себя и прыгнуть вниз, несмотря на страх. Пожалуй, сигать с высоких веток в неглубокие сельские пруды – не самое разумное и безопасное занятие, но иногда следование за Богом требует от нас подобных прыжков веры. И когда это происходит, то, как и три героя сегодняшнего урока, мы убеждаемся, что порой в пруду – и дальше, за ним – оказывается Божье Царство.
Общий обзор отрывка
В этом уроке нам предстоит прочитать три истории: о прокаженном, о сотнике и о женщине. Все они очень разные, но одно у них общее: никто не хочет с ними общаться. Все они изгои. Так что неудивительно, что они появляются в Евангелии от Матфея вместе. Сам Матфей тоже не понаслышке знал, что значит быть отверженным. Но кроме того он знал, что значит следовать за Иисусом и как это – видеть, что Бог действует в мире через тебя. Он рассказывает нам об этих троих не из-за сенсационных подробностей их биографии. В его рассказе есть важный подтекст, важная тема, которую так нужно усвоить современной церкви.
Размышляя о силе и власти Иисуса
В чем вы видите свое сходство с прокаженным, сотником и женщиной, о которых говорится в этой главе? Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать себя изгоем, чужим, посторонним?
Что мешает вам верить так, как верил пришедший к Иисусу сотник? Сомнения? Болезненное прошлое? Нездоровая привычка?
Как в вашей церкви относятся к изгоям, к чужим, к посторонним? Что и как можно было бы сделать по этому поводу?
Толкование текста
8 и 9 главы Евангелия от Матфея явно представляют собой отдельный и законченный отрывок, вставленный между двумя знаменитыми проповедями. На первый взгляд, они состоят из не связанных между собой эпизодов об исцелениях, чудесах и разговорах со случайными людьми. Однако если приглядеться попристальнее, вырисовывается следующая структура: