Наукой достоверно установлен в высшей степени любопытный факт: сознание человека (при этом имеется в виду лишь совокупность физических, физиологических и психических измеримых характеристик) способно эффективно перерабатывать поток информации в сотни миллионов раз больший, нежели тот, который в принципе может поступить через все внешние органы чувств, вместе взятые.
Это имеет как минимум два логических следствия. Первое: активное сознание, будучи вынуждено оперировать с крайне узким информационным каналом, осуществляет массу работы по ее сортировке и отбору наиболее важного именно за счет недостаточного объема этой самой информации – как бы парадоксально это ни звучало. Более того, и второе следствие, при всей логичности, осознается с трудом: именно узость информационного канала создает избыточное наполнение подсознания всяким «хламом». И только в лучшем случае – просто ненужным, но зачастую просто вредным или опасным. Почему? Да потому что помимо той информации, которую подсознание способно получить из внешнего мира непосредственно, оно также вынуждено служить местом сброса для отсеянных сознанием в процессе отбора не слишком важных деталей.
Человек носит в себе совершенно колоссальное количество знаний, не имея о подавляющем большинстве из них ни малейшего понятия. О «скрытых в нас огромных возможностях» мы слышим постоянно – однако чаще всего присовокупляется такая их характеристика, как «неведомые» или «загадочные».
В начале нового тысячелетия человечество, наконец, в полной мере осознало, что помимо глобальной проблемы загрязнения окружающей среды, перед ним стоит еще одна, отнюдь не менее важная задача: установление внутренней гармонии с собственной душой. При этом она не сводится исключительно к осмыслению высшей ценности души и осознанию себя неповторимой индивидуальностью и личностью, четко обозначая это как приоритет. Важнейший момент заключается в том, чтобы научиться воспринимать себя, как нечто целостное, в полной мере соотнестись со своим духом, и высшими уровнями сознания. Без этой целостности не может быть речи ни о гармонии, ни о том, что с древнейших времен определялось призывом «познай себя!»
Нужно сказать, что человечество на протяжении всего своего существования пыталось решить этот извечные вопрос. В результате на сегодняшний день очевидным является факт, что существует две различные модели мира. Они являются порождением двух во многом взаимодополняющих, но очень противоречивых по сути видов человеческого сознания: хилотропного и холотропного.
● Хилотропное сознание (от греч. «hile» – материя и «trepein» – двигаться в определенном направлении). Это сознание, ориентированное на материю – в котором большинство из нас и пребывает в повседневной жизни. Именно оно порождает стандартные на сегодняшний день установки по отношению к действительности: восприятие мира – как состоящего из отдельных материальных элементов; времени – как линейного и необратимого процесса; пространства – как трехмерного; себя – как физического тела с определенными границами и строго установленными возможностями; событий – как порождений жесткой связи причины со следствием. При этом подразумевается, что: материя обладает плотностью; два объекта не могут занимать одно и то же место в пространстве; прошлые события необратимы; события будущие – недоступны непосредственному опыту; человек не может быть более чем в одном месте одновременно; индивид способен существовать только в одном измерении времени; целое больше части; одно и тоже не может быть истинным и неистинным в одно и то же время.
Такой подход к действительности закономерно ведет к совершенно определенным последствиям, важнейшим из которых является практически полное отчуждение человека от собственного внутреннего мира. Подсознательное ощущение хаоса, хорошо знакомое современному человеку возникает от внутреннего разлада: любого рода «духовные ценности» не воспринимаются на деле обществом, как ценности реальные.
● Холотропное (от греч. «holos» – целое) сознание, напротив, предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без помощи органов чувств. Опыт этого сознания представляет собой противоположность и альтернативу восприятию мира, как объекта строго физического, материального плана. То есть: плотность и дискретность материи – это иллюзия, порождаемая определенной «аранжировкой» событий в нашем сознании; время и сознание – абсолютно условны; в одно и то же время одно и то же пространство может заниматься многими объектами; прошлое и будущее всегда доступны, и могут быть тем или иным способом привнесены в настоящий момент; человек способен воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно одновременно воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым, истинным, и не истинным; форма бытия и пустота небытия взаимозаменяемы, и т. д.
В человеческой психике оба этих модуса сознания представлены изначально, причем зачастую они существуют в динамическом взаимодействии. Теперь не Средние века, и можно придерживаться самых разных взглядов, даже декларировать их – но и только. Потому что в официальной системе взглядов исключительно рациональное сознание отражает объективную реальность мира и потому является единственно нормальным. В связи с этим обычный человек и склонен расценивать большинство понятий, которыми оперирует холотропная модель, скорее как вид патологии. Вместе с тем человечеству с самых древних времен прекрасно известно о том огромном потенциале, который несет в себе Дух, все духовное. Налицо все то же противоречие.
Человек, подсознательно понимая всю сложность своего внутреннего мира, стремится его познать. Но «познавать» можно по-разному.
Техники, обеспечивающие доступ к иным формам самосознания и восприятия окружающего, столь же многообразны, как и сами «иные состояния сознания» – но далеко не все из них могут обеспечить человеку доступ к духовным ценностям. Например, сознание меняется при поступлении в организм химических веществ с определенными (психотропными) свойствами, при воздействии на головной мозг магнитного излучения, или раздражении его электрическим током, и т. д. Но качественное изменение сознания нельзя считать эквивалентом перехода его на новый, более высокий уровень. Использование суррогатных средств, якобы «расширяющих пределы сознания» не только бессмысленно, но и крайне опасно.
ВОЗМОЖНОСТЬ НАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЫ С СОБСТВЕННОЙ ПСИХИКОЙ
Времена меняются, и многие люди сегодня пытаются освободиться от навязанных стереотипов мышления, испытывая (на сознательном или подсознательном уровне) глубокую потребность в обретении внутренней гармонии. Вместе с тем, официальная наука сегодня также декларирует многогранность и многомерность человеческой психики… но на деле, чаще всего, остается в узких пределах сложившегося понимания, потому как не приемлет новых критериев оценки. Тем не менее, определенный процесс налицо. Если прежде академическая наука вообще не допускала мысли о какой-то трактовке (или модели) процессов сознания кроме традиционно и общепризнанной, то теперь ни само наличие огромного скрытого потенциала человеческой психики, ни его ценность сомнению уже не подвергаются. Те состояния, при которых сознание человека может сужаться до пределов микромира или расширяться, охватывая весь макромир, в современной научной психологии получили название «особых состояний сознания», а ведь еще не так давно они могли бы расцениваться вполне однозначно как проявления болезни, патология.