© Николай Яковлевич Надеждин, 2024
ISBN 978-5-0064-5048-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Надеждин
«Маленькие рассказы о большом успехе»
Скотт
Фицджеральд
Первых сорок четыре года
Пересказывать своими словами «Великого Гэтсби» дело крайне неблагодарное. Это всё равно, что попытаться пересказать своими словами «Евгения Онегина». Да, и нужно ли пересказывать? Возьмите с полки «Гэтсби» – благо книги Фицджеральда издаются до сих пор и буду издаваться после нас. Перечитайте, если уже читали, прочитайте впервые, если ещё не открывали этот роман. Поверьте, книга того стоит…
А почему «классик»? Потому что вне времени. Эти романы не устареют никогда. Пока миром правят деньги, будут и пострадавшие от внезапно обрушившегося богатства. Успех может быть не менее разрушительным, чем личная катастрофа.
Оглянитесь вокруг. Сколько вы увидите звёзд-однодневок, ярких бабочек, порхающих подле пылающего золотом огня? И сколько из них уцелеет? Единицы. Да, и те вскоре будут уже не беззаботными бабочками, но безжалостными алчными крокодилами.
Прочитайте «Великого Гэтсби». Там всё об этом написано. И проверено на себе самом – Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом, который из всех моральных ограничений выбрал главное: не лгать. И следовал ему до самого конца.
Если там, наверху, есть некая Книга Судеб, в которой описан весь жизненный путь новорождённого, то на странице, посвящённой Скотту Фицджеральду, должно значится: «Рождён для безумных экспериментов над собой, чтобы понять смысл существования целого поколения». Во всяком случае, именно так прожил свою короткую яркую жизнь Фицджеральд – в безумных развлечениях и неустанных попытках осмыслить, что с ним происходит и что это, вообще, всё означает…
Среди великих тайн жизни одна из самых загадочных – секрет таланта. Что такое талант? Почему он даётся от рождения далеко не каждому? И почему человек, наделённый огромным даром, зачастую наделён слабой или даже ничтожной личностью?
Сколько мы знаем великих поэтов, прозаиков, художников и артистов, пропивших, профукавших свою жизнь по пустякам, причём, в буквальном смысле слова? И погибших молодыми, явно не полностью раскрыв свои творческие возможности. Список имён пугающе длинный. Имя Скотта Фицджеральда в нём далеко не последнее…
А ещё в той Книге на его странице написано: «И быть тебе великим писателем. И безмерно страдать от своего дара, ибо талант – это знание, а знание – великая скорбь. И будет у тебя в жизни всё – богатство и нищета, любовь и разочарование, безумства и прозрение, великие почести и великий позор, слава и забвение…».
Но есть ли эта Книга Судеб? Или… мы сами вершим свою судьбу?
Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд появился на свет 24 сентября 1896 года. Произошло это в небольшом городке Сент-Поле, штат Миннесота, на берегу великой американской реки Миссисипи.
Семейство Фицджеральдов – отец Эдвард и мать Мери – ждали первенца с некоторой опаской. Отец переживал очередную «финансовую драму», он без конца пытался начать своё дело и неизменно прогорал, оттого и тревожился – сможет ли должным образом обеспечить семью. Мери его тревоги особо не беспокоили. Она знала, что родители в случае чего её не оставят. Но её малыш должен быть самым красивым и самым умным. Ему же уготовано великое будущее – либо пророка, либо миллионера. На меньшее Молли Макквиллан, в замужестве миссис Фицджеральд, была не согласна.
Они встретились в Сент-Поле всего год назад. Эдвард оставил родной Мэриленд и приехал в Миннесоту искать счастья. На самом деле он просто не мог перенести упрёков отца, известного на родине человека, требовавшего от сына отыскать своё поприще и стать, наконец, тем Фицджеральдом, которым был он сам. Но сын оказался не семи пядей во лбу. Что-то писал, сочинял стихи. И отовсюду, куда только ни устраивался на службу, изгонялся за профессиональную непригодность. В Сент-Поле Эдвард вознамерился открыть книжный магазин. Но из этого снова ничего не получилось.
А Мери не бедствовала. Её отец, ирландец, переехал в Америку ещё до её рождения. И держал в Сент-Поле бакалейную лавку, приносившую ощутимый доход.
Второго ребёнка бог Фицджеральдам не даровал. И мама Молли целиком сосредоточилась на маленьком Скотти, из которого обязательно, как она полагала, будет толк, если взяться за воспитание мальчика со всей серьёзностью.
Малышу нужен был пример для подражания, но разве годился для этого папаша Эдвард? Слава богу, во внуке не чаял души дед Макмиллан, балуя мальчика так, что Скотти был одет лучше собственного отца. Но Эдвард, как считала Молли, был сам виноват. Он раз за разом занимал деньги у её родителей и младших братьев и сестёр, вкладывал их в совершенно ничтожные дела и постоянно прогорал. Добытчик из него был просто никакой. Так что жили, в основном, за счёт милосердных подачек родни Молли.
С раннего детства Мери внушала сыну: быть бедным – это стыдно и очень глупо. Посмотри на своего отца. Он не может заработать и сотни долларов. Вот и пусть перебивается с хлеба на воду. А мы, сынок, пойдём ужинать к дедушке или к тёте Сарре.
И уходили же, оставляя Эдварда в полной растерянности. Словно и не семья это была, а сожительство двух чужих людей, связанных общим ребёнком…
В 1908 году Скотти отдали в школу, которая по обычаям американской глубинки называлась не иначе как «академия». Три года начальной школы, и мама Молли (опять же при помощи деда) устроила сына в частную римско-католическую «Ньюман Скул» в Нью-Джерси. Фицджеральду-младшему была уготована карьера священника, поскольку оба родителя были ревностными католиками.
Во время учёбы в Нью-Джерси юный Скотт Фицджеральд впервые увлёкся литературой и… спортом. Он очень любил футбол. Заметим, не классический соккер, а американский футбол, разновидность регби, который тогда лишь входил в моду. И вроде бы даже подавал большие надежды.
Впрочем, он успевал по всем предметам. Если можно было увильнуть от лекций, Скотт это непременно делал. Но вечерами, когда парни выходили на улицу, он закрывался в комнате и занимался, занимался, занимался.
В 1913 году, предположительно, поскольку точных свидетельств не осталось, Фицджеральд написал первое законченное произведение. Как обычно и случается с 16-летними подростками, это были стихи. Но не просто стихи, а стихи о… футболе…
Мама Молли только радовалась за сына. Он приезжал домой подтянутым, жизнерадостным, сильным. И первое, что делала мать, когда Скот приезжал на каникулы – вела его в лучший магазин готовой одежды. Там юноше покупалось всё новое, чтобы он выглядел лучше всех.