Что-то завораживающее и вызывающее необъяснимый трепет было в этих брошенных кораблях, мирно покачивающихся на волнах, возвышаясь, подобно огромным чёрным скалам в ночи над человеком, наблюдающим за их безмятежным сном. Безжизненные груды железа, уже порядком съеденные ржавчиной, некогда были хозяевами моря, преодолевая любые волны даже в сильнейший шторм, а теперь, отходив свое, пребывали на заслуженном отдыхе.
Каждый раз, когда Сергей заходил на территорию старого порта, ему приходила в голову одна и та же мрачная мысль о том, что даже эти гиганты размером с многоквартирный дом, совсем не вечны и когда-нибудь проиграют в борьбе со временем, рассыпавшись в труху и окончательно растворившись в воде – своей стихии, для которой были созданы и в которой они и сгинут в небытие. Что уж говорить о людях…
Да, Сергей прекрасно понимал, что свою борьбу со временем он проиграет гораздо раньше даже этих уже умирающих кораблей. Понимал, что они его переживут, если их все же не разберут на части и не переплавят на металл. Впрочем, он был уверен, что про эти корабли даже никто не вспоминает, вернее, и не хочет вспоминать. В том государстве, в котором эти громадины были созданы, для них была работа, а новой стране они оказались попросту не нужны. Да и уже внушительный возраст кораблей, опять же – многие из них требовали ремонта… Но вместо этого про них предпочли просто забыть.
Так и получилось, что место, некогда бывшее для них домом, превратилось в их кладбище. Круг замкнулся.
Сергей и раньше иногда приходил сюда по ночам, когда ему нужно было просто разгрузить мысли и подумать обо всем, что накопилось в голове. Он просто стоял и слушал, как вода тихонько плещется внизу, наскакивая на бетонное ограждение. Сергею казалось, что вода, подобно матери с детской коляской, покачивает старые корабли как своих детей, нежно охраняя их сон. И это здорово помогало ему отвлечься от нависших над ним проблем и спокойно переварить в голове все то, что не получалось обдумать в суете беспокойных дней.
Но последние несколько ночей Сергей приходил в старый порт не для того, чтобы пообщаться с кораблями, своими молчаливыми собеседниками. Уже четвертую ночь подряд он встречался здесь со своим странным работодателем, случайно подвернувшимся ему на рынке и предложившим заработать довольно неплохие деньги, выполняя абсолютно несложное задание – приносить ему в старый порт каждую ночь свежую газету.
Естественно, Сергей сперва принял это за шутку, удивившись, почему его новый знакомый не может сам себе покупать газеты. И почему встречаться им необходимо именно здесь и именно по ночам. Мужчина, похожий на бывалого моряка, сказал, что пока не может ответить на эти вопросы, но позже все объяснит. И дал Сергею аванс за газету. Даже после этого Сергей до конца не верил, что странный незнакомец действительно придёт ночью на назначенную встречу. Но он пришёл, взял газету и сразу отсчитал деньги за следующую, вновь не ответив на вопрос Сергея, зачем же ему все это нужно.
И вот уже четвёртый раз они встречались в порту по той же схеме – Сергей приносил газету, незнакомец платил гонорар. По правде говоря, к четвертому дню нашего героя уже не так сильно удивляла их сделка – как говорится, каждый сходит с ума по-своему. Хотя, конечно, любопытство все еще оставалось, и хотелось узнать, что же все это значит. Но если человек готов платить деньги за такую ерунду – в самом деле, не отказываться же.
А деньги Сергею нужны были просто позарез. Последнее время дела у него шли совсем туго.
Уже четыре года, как он застрял в этом проклятом месте.
Ранее, ещё при советской власти, небольшой полузакрытый город считался довольно перспективным для молодых специалистов – здесь находилось одно из важнейших производств оборонной промышленности. Нет, конечно, предприятие не было сверхсекретным – иначе бы его разместили не в портовом городке, а где-нибудь в глубинке. Но все же, это производство было одним из важных винтиков одного большого механизма.
Сергей поехал сюда по распределению сразу после института. Хоть ему и не особо хотелось покидать свой родной город, но особого выбора у него и не было. Узкопрофильная специальность, плюс еще военная кафедра – все сложилось так, что именно это производство лучше всего подошло Сергею для начала своей профессиональной деятельности – во всяком случае, его убедили в этом. Скрепя сердце, он согласился переехать в этот маленький городок, в котором из развлечений были только прогулки по набережной да один-единственный кинотеатр.
Местные военные, тесно связанные с работой предприятия, пренебрежительно называли таких полугражданских-полувоенных инженеров пиджаками. Поначалу было очень тяжело сработаться с вояками, но со временем он научился как-то находить с ними общий язык. Работа шла, Сергей кропотливо вникал в специфику отрасли, обрастал знаниями и опытом. Ему даже обещали повышение до руководителя группы в скором времени.
Два с половиной года он успел проработать на этом производстве.
А потом в один момент Советский Союз рухнул, на карте появилось полтора десятка новых государств, и производство спешно закрыли. Те, кто пошустрее – успели подсуетиться, чтобы быстро выбраться отсюда. Всех военных перебросили в другие города. Опытные гражданские кадры тоже были разобраны и передислоцированы по разным концам страны.
Ну а Сергей, простой инженер, к тому же, не самый бойкий и пробивной, оказался просто не нужен новому государству, как и эти брошенные корабли – возможно, поэтому он так и подружился с ними.
После этих событий работы в городе почти не осталось – кроме оборонного завода и порта, здесь и раньше ничего особо не было. К тому же, справедливости ради, нужно сказать, что и порт в последние 20 лет почти не функционировал – только «оборонка» изредка им и пользовалась для принятия грузов. После её закрытия, порт окончательно потерял свой смысл и его тоже закрыли насовсем и обнесли забором с колючей проволокой. Конечно же, никто за этим кладбищем кораблей не следил, и в заборе вскоре образовалось несколько дырок.
Словом, город просто бросили. Как и людей, живущих в нем.
Нужно было что-то делать, как-то выживать. Сначала Сергей пробовал поработать инженером в каком-то маленьком местном НИИ. Но этому НИИ отчаянно нечем было заниматься в условиях новых реалий, и, как следствие, никто его толком не финансировал. Целый год Сергей жил, перебиваясь с хлеба на воду. Постоянные задержки зарплаты, к тому же копеечной, какие-то шабашки на стороне, которые тоже, как правило, оставались подолгу неоплаченными, или же просто оказывались кидаловом. А потом и НИИ тоже закрыли.