© Ильгар Сафат, 2017
ISBN 978-5-4485-3586-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В ночном небе мелким бисером рассыпаются звезды. Проплывает изогнутый месяц. Черное пространство прорезает падающая с небес звезда.
Обсерватория погружена в тишину. Перед телескопом стоит Хаджи: смотрит в трубу телескопа на падающую звезду.
Хаджи отстраняет телескоп, отходит от окна. На нем – красивый восточный халат и зеленая чалма.
В комнате – у коптящей лучины – сидит Паломник: перед ним, на деревянной подставке, лежит Коран. Паломник, чуть шевеля губами, читает священные аяты.
Хаджи подходит к небесному глобусу, стоящему на инкрустированном столике. Проводит по нему ладонью.
– Наш мир подобен острову, затерянному в океане Вселенной. Мы видим, как с небес падают звезды, но это всего лишь ракушки вымывает на морской берег.
Услыхав голос Хаджи, Паломник прерывает чтение, поворачивается лицом к своему дяде. Слушает наставника.
– Твоя мать, моя сестра, покидая этот мир, завещала мне воспитать тебя и обучить чтению Корана, но самым большим ее желанием было видеть в тебе благочестивого мусульманина. Того же хотел и твой отец. Оба они (да будет милосерден к ним Аллах) умерли в один год, вверив тебя моему попечительству. Ты знаешь, сынок, вера наша стоит на пяти основах: это почитание Единого Бога, почитание пророка Мухаммеда (да будет доволен им Аллах), соблюдение поста в священный месяц Рамадан, раздача милостыни беднякам, и обязательное для каждого мусульманина паломничество в Мекку. Пришло время, и ты должен совершить свой Хадж…
– Дядя, клянусь, что не опозорю ни тебя, ни памяти покойных родителей (да будет милостив к ним Всевышний!)…
– Аллах Велик. Утром мы посетим кладбище, и ты сможешь проститься с их могилами. Кто знает, может быть, когда (по воле Аллаха) ты вернешься, там же, рядом с твоими родителями, буду лежать и я…
– Не говорите так, дядя, я буду молить Всевышнего, чтобы Он продлил ваши годы!
– А теперь – иди спать, сынок. В пути тебя ждут тяготы и лишения, тебе понадобится много сил… Иди, сынок. Иди.
Хаджи с улыбкой смотрит на племянника. Тот почтительно кланяется дяде: проводит руками по лицу. Закрывает Коран. Поднимается на ноги.
– Аллаху Акбар.
Паломник склоняется: целует руку Хаджи. Выходит из комнаты.
Хаджи подходит к небесному глобусу. Берет в руки астролябию, но сразу кладет ее на место. Опять заглядывает в телескоп. Но смотреть на звезды Хаджи не может: глаза его наполняются слезами.
Из-за горизонта выползает огненный шар солнца. Заливает землю ярким светом.
Над горами быстро бегут облака. Тени камней сдвигаются со своих мест. Небо, солнце, звезды, луна, первобытные пейзажи, – все вращается в убыстренном виде, пусть это и не заметно людям.
Темный метеорит врезается в землю: падает посреди безлюдной пустыни, взметая в воздух клубы пыли. Наконец, пыль медленно оседает, и из-под камня высовывается рука Иблиса. Рука разгребает вокруг себя песок, и вскоре Иблис сам выползает на поверхность. Лицо Иблиса обезображено гримасой страдания.
Иблис корчится в тени огромной скалы, надсадно ревет. Его голубые глаза – полны слез.
– За то, что Ты скинул меня с небес, я буду сбивать Твоих рабов…
Иблис выползает из-за горячего камня. Клятвенно вскидывает руку к небу. Лик его перевернут.
– Буду нападать на них спереди и сзади, и справа и слева, пока всех не уведу с Твоего пути; кроме тех, над которыми не будет у меня власти…
Рука Иблиса перекрывает солнце, но свет лучами пробивается сквозь пальцы.
Внезапно Иблис взвывает от боли. Хватается за руку, поднятую к небу. Начинает на нее дуть, так, словно кисть обожгло огнем. Ревя от боли, он зарывает руку в песок.
Иблис переводит дыхание. Затем – выкапывает руку, и мы видим, что она – черная.
Паломник и Хаджи приближаются к старому кладбищу. Заслышав рев Иблиса, Хаджи останавливается. Чутко прислушивается к вою ветра. С веток срывается испуганная стая птиц.
Паломник вбегает на холм: внимательно оглядывает округу.
– Дядя, кажется, в наши края забрел лев-людоед…
Хаджи прикладывает правую руку к уху. Напрягает слух.
– Нет, сынок, так не ревет ни зверь, ни человек, – а только «душа, лишенная благодати Всевышнего…»
Хаджи поднимается на холм. Вместе с Паломником они медленно идут в сторону кладбища. Временами рев Иблиса возобновляется: Паломник озирается по сторонам, опасаясь появления зверя. Хаджи – по-стариковски спокоен. Он тихо выговаривает Паломнику свое последнее напутствие…
– Избегай «людей, лишенных благодати…». Помни слова Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует): «Всевышний создал одних людей для испытания других…» И еще так говорили мудрые люди: «Идущий в ад ищет себе попутчика». Путь странника преисполнен опасностей и невзгод. Но самый опасный подстрекатель прячется в твоем сердце: это твой Нафс. Животная душа. Не дай своему Нафсу сбить тебя с пути. До сегодняшнего дня я был ответственен за тебя. Теперь же, когда ты отправляешься в путь, оберегать тебя будет слуга Аллаха, покровитель путников – Хизр… Хизр всегда рядом, и приходит на помощь в самый опасный момент… Помни об этом, и никогда не отчаивайся…
Хаджи и Паломник подходят к двум могильным камням. Паломник падает на колени, рыдает на могиле матери.
– Мать…
Хаджи тихонько, по-отечески похлопывает Паломника по спине. Но и его глаза увлажняются.
– Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и да приветствует) говорил: «Рай находится у ног матерей…» Ты рос сиротой, и был лишен материнской заботы. Я обучил тебя всему, что знал сам. Теперь тебя будет учить более мудрый учитель… дорога…
Хаджи посохом указывает на тропу, уводящую от города в сторону пустыни. Достает из-за пояса кинжал. Протягивает его Паломнику.
– Держи, сынок, кинжал тебе пригодится… Но помни: Коран – вот наше оружие, с ним тебе нечего бояться…
Паломник берет у дяди кинжал. Целует его. Вставляет за пояс.
– Дядя, я никогда не забуду того, что вы для меня сделали…
Хаджи и Паломник обнимаются. Паломник начинает свой путь. Идет в сторону дикой пустыни. Хаджи остается стоять среди могильных камней.
Паломник идет по бескрайней пустыне. Ветром мимо него гонит сухую колючку «перекати-поле». Паломник приближается к гряде высоких камней. Дойдя до скал, он останавливается, скидывает с плеч дорожный мешок.
Паломник делает ритуальное «омовение песком», достает из мешка молитвенный коврик, расстилает его. Начинает намаз (молитву).
Иблис сидит под камнем. Тихо плачет. Где-то поблизости, в шуме ветра, ему слышится голос: Паломник читает намаз.
– Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху – Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властителю дня Суда…