С удивлением приходится констатировать, что в Сети сколь-либо внятное представление о возникновении и развитии рыболовного промысла можно получить практически только из одной, многажды перепечатываемой на разных сайтах статьи из журнала «Наука и жизнь» (№ 7, 1980). Вот некоторые выжимки из неё, «разбавленные» картинкой из книги М.Н. Мерцаловой:
А. Брандт
По сравнению с «возрастом» самой рыбной ловли сеть – сравнительно «молодое» изобретение, хотя ей, может быть, и исполнилось уже несколько тысяч лет. Как и другие ранние виды текстильного производства, искусство изготовления сетей появилось в эпоху мезолита, т. е. в конце периода собирателей и охотников. Можно предположить, что к тому времени человек уже научился получать материалы для изготовления сетей. Основу этих материалов составляли растительные волокна, лыко, узкие полоски кожи, шёлковые нити и даже шерсть животных…
Рисунок 2. М.Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Том I. Рельеф из гробницы Акхутотепа, Древнее царство, III–IV династии, 2475–290 г. до н. э. Рыбная ловля.
Как и на охоте, появление сетей было вызвано необходимостью поставить на пути движения рыбы какое-то препятствие, чтобы не дать ей уйти, а затем извлечь её из воды. Для этой цели, однако, совсем не обязательно иметь сети в современном значении этого слова. Преградить путь рыбе в заливах или бухточках, как и в проточной воде, можно и с помощью земляных или каменных плотин…
Что касается сетей, то из-за недолговечности всех естественных текстильных материалов остатки древних сетей до нас не дошли.
Попробую побороться с сетевым голодом по данной теме, начав с данных от археологов.
Пётр Золин, Об орудиях лова рыбы
Торфяниковые поселения Волго-Окского междуречья дали разнообразные орудия рыболовства. Обрывок узелковой рыболовной сети с ячеей около 4–5 см, сплетённой из тонкого (около 1 мм диаметром) шнура, свитого из двух скрученных полосок волокнистого растительного материала обнаружен в нижнем слое поселения Озерки-17, там же найдены поплавок из сосновой коры ромбической формы с отверстием в центре и многочисленные грузила с обмоткой лыком или болотными растениями. Грузила и поплавки встречаются на всем протяжении мезолита (от 15 до 5 тысяч лет BC. – А.Г.), говоря о широком распространении сетевого лова в регионе. Палки-клячи и диски от ботал указывают на применение бредня или невода наряду со ставными сетями.
Представлены остатки верш двух типов – плетёной из расщепленного ивового прута (Становое 4, слой IIIa) и из длинных сосновых лучин, некоторые переплетены лыком (Сахтыш 2а, верхний мезолитический слой, где есть затем и неолитические слои, позднее 9500 г. до н. э.). Второй тип встречается значительно шире. Многочисленные заточенные колы, вбитые поперёк русла межозёрной протоки на поселении Становое 4, вероятно являются остатками заколов. Разнообразны орудия индивидуального лова – наконечники гарпунов и острог, грузики и рыболовные крючки, распространённые с начала и до конца мезолита…