Очерк военных событий при обороне города Могилёва летом 1941 года
Тот самый долгий день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит, ставит обелиски.
К. М. Симонов, 1971г
Поколению тех далёких героических лет, эти строки поэта – фронтовика напоминают о трагизме начало войны и неимоверной горечи утрат нашего народа, спасённых людей, побывавших в аду фашизма. Сердце сжимается от горя и боли за муки поколения, отстоявшего наше Отечество, его свободу и независимость для соотечественников, грядущих поколений. Наша благодарная память обращается вновь и вновь к дням Великой Отечественной войны.
Для К. Симонова линия фронта пролегла через самое сердце, полностью изменив не только взгляды на жизнь, но и ценности, приоритеты, став тем рубежом, после которого важным становится каждый миг прожитой жизни.
С первых дней войны 1941 года Константин Михайлович был направлен из Москвы корреспондентом армейской газеты 3-й армии в Гродно. Доехать до места назначения не удалось-после города Борисова железная дорога была уже разбомблена немцами.
После двух суток поисков штаба Западного фронта, он направляется через Оршу в Могилёв, в надежде найти его там. 28 июня, утром, Симонов прибыл в Могилёв, расположение штаба Западного фронта и встретился с редактором фронтовой газеты Устиновым. При отъезде в могилёвскую типографию газеты"Красноармейская правда» для обработки заметок, он вдалеке увидел идущих по лесной дороге Ворошилова и Шапошникова. «Меня радовало, что они оба здесь. Казалось, что наконец все должно стать более понятным», – пишет Симонов в дневнике «Разные дни войны».
За первые 4-е дня войны призывные пункты Могилёва мобилизовали в Красную Армию почти 25 тысяч человек. С 24 июня по 3 июля вблизи города находился штаб Западного
Фронта и Центральный Комитет Коммунистической Партии Белоруссии, а также Совет Народных Комисаров Белоруссии. 1 июля 1941года на совещании в штабе Западного фронта с участием 1-го секретаря ЦК КП (б) Б П. К. Пономаренко, представителей Ставки Главного командования Маршалов Советского Союза К. Е. Ворошилова и Б.М.Шапошникова разработаны конкретные меры по обороне Могилёва, рассмотрены вопросы, связанные с руководством боевыми действиями.
За 7 дней вокруг города были созданы 2 линии оборонителных рубежей. Формировалось народное ополчение, в которое влилось около 12 тысяч жителей области.
За короткий срок был прорыт противотанковый ров длиной 25 км, построены блиндажи, дзоты, траншеи, установлены минные противотанковые и противопехотные поля. Была проделана титаническая, круглосуточная работа по укреплению обороноспособности города, что дало возможность задержать врага под Могилёвом на 23 дня, выиграть время для укрепления обороны Москвы.
Непосредственная оборона города возлагалась на 172-ю стрелковую дивизию под командованием генерал-майора М.Т.Романова. В оперативное подчинение этой дивизии передан 394-ый полк 110-ой стрелковой дивизии, он занял оборону на восточном берегу Днепра. На позиции Казимировка-Пашково-Гаи-Николаевка-Полыковичи выведен сводный полк под командованием майора В.А.Катюшина, куда вошли истребительный батальон под командованием Н.И.Калугина, батальон сотрудников милиции под командованием капитана К.Г.Владимирова.РубежТишовка-Буйничи-Селец, перекрывая автодорогу Могилёв-Бобруйск и железную дорогу Могилёв-Жлобин, защищали воины 338-го стрелкового полка под командованием полковника С.Ф.Кутепова, 340-го лёгкого артиллерийского полка (полковник И.С.Мазалов) 172-й стрелковой дивизии и батальон народного ополчения (комиссар П.Е.Терентьев).
С каждым днём противник усиливал натиск, город подвергался многочисленным бомбардировкам. У деревни Сидоровичи воины 747-го стрелкового полка подорвали 20 танков и бронетранспортёров, истребили более роты немцев.
Наиболее тяжёлые бои развернулись у деревни Буйничи. Здесь проходил передний край обороны, где противотанковый ров, смыкаясь с оврагами, упирался в Днепр.
10 июля 1941 года фашисты вплотную подошли к этой линии обороны со стороны Бобруйского шоссе. Здесь занимали оборону воины 388-го стрелкового и 340-го легкоартиллерийского полков, отряд народного ополчения.
Организацию обороны здесь возглавил талантливый командир, полковник Кутепов Семён Фёдорович. По определению К. Симонова, он «…был способен на очень многое, останься он жить под Могилёвом». На рубеже р. Днепр – Бобруйское шоссе – железная дорога на Гомель – Тишовка, была создана глубоко эшелонированная оборона. В течение 12 дней личный состав полка подготовил две линии окопов полного профиля, соединённых траншеями. Перед передним краем создали сплошные противотанковые минные поля и проволочные заграждения в два ряда. К 9 июля весь полк зарылся в землю.
С утра 11 июля земля вздрогнула от грохота разрывов. Волна за волной пронеслись немецкие бомбардировщики над позициями полка, дым и пыль стояли сплошной стеной.
После этого в атаку двинулись около сотни танков и до полка пехоты противника. Наша артиллерия открыла заградительный огонь, несколько немецких танков загорелось, остальные продолжали наступление. Когда расстояние сократилось, заработала вся система нашего противотанкового и стрелкового оружия. Подбито несколько танков. Уцелевшие подходят к переднему краю, поднимают проволочные заграждения и попадают на минные поля. Ещё подорвалось несколько танков. Остальные вместе с пехотой отошли в лес на окраине Буйничского поля. Перед нашими полками на ржаном поле в этот день осталось около 300 немецких солдат и до 20 подбитых танков.
12 июля, упредив атаку противника, наша артиллерия ударила по скоплению немецких танков в роще, нанесла врагу значительные потери.