THE CAMBRIDGE HISTORY OF CAPITALISM
Volume 1
The Rise of Capitalism: From Ancient Origins to 1848
Edited by
Larry Neal and Jeffrey G. Williamson
Под редакцией
Ларри Нила и Джеффри Уильямсона
Перевод с английского
Анны Шоломицкой
Научная редакция
Андрея Володина
Larry Neal and Jeffrey G. Williamson (eds), “The Cambridge History of Capitalism: Volume 1, The Rise of Capitalism: From Ancient Origins to 1848” Syndicate of the Press of the University of Cambridge
© Cambridge University Press 2014
© Издательство Института Гайдара, 2021
Джереми Атак – заслуженный профессор экономики и истории, Университет Вандербильта.
Ален Брессон – профессор классического факультета Университета Чикаго.
Этьен де ла Весьер – профессор Практической школы высших исследований, Париж.
Р. Б. Вонг – профессор истории и директор Института Азии Калифорнийского университета.
Оскар Гельдерблом – ассоциированный профессор, факультет истории Утрехтского университета.
Мортен Джервен – ассоциированный профессор Школы международных исследований Университета имени Саймона Фрезера.
Виллем Й онгман – ассоциированный профессор исторического факультета Университета Гронингена.
ЙОСТ Й онкер – ассоциированный профессор экономики и социальной истории Утрехтского университета.
Хосе Луис Кардозо – профессор-исследователь Института социологии Лиссабонского университета.
Энн Карлос – профессор экономики и истории Университета Колорадо.
Фрэнк Льюис – профессор экономики Университета Куинз, Кингстон, Онтарио, Канада.
Ларри Нил – заслуженный профессор экономики Университета Иллинойса Урбана-Шампейн и Лондонской школы экономики.
Патрик Карл О’Брайен – профессор мировой истории экономики Лондонской школы экономики.
Шевкет Памук – заведующий кафедрой современных исследований Турции Европейского института Лондонской школы экономики.
Карл Гуннар Перссон – заслуженный профессор экономики Копенгагенского университета.
Лучано Пеццоло – ассоциированный профессор факультета гуманитарных наук Венецианского университета.
Тиртханкар Рой – профессор истории экономики Лондонской школы экономики.
Ричард Сальвуччи – профессор экономического факультета Университета Тринити, Сан-Антонио, Техас.
Джеффри Уильямсон – заслуженный профессор экономики Гарвардского университета (именная должность, утвержденная Лэрдом Беллом).
Ч. Ник Харли – профессор истории экономики Оксфордского университета.
Михаэль Юрса – профессор ассириологии Венского университета.
1
Благодаря современному экономическому росту, который определяется как непрерывный рост дохода на душу населения при увеличении численности населения (Kuznets 1966), уровень благосостояния стал выше и коснулся он большего числа людей на планете, чем можно было себе представить когда-либо до начала этого экономического роста. Более того, он начался не так давно, вероятно, уже в середине XIX и определенно не раньше конца XVII века. Когда современный экономический рост возник среди нескольких народов и современный капитализм начал приобретать свои характерные черты, в этот же момент начала появляться разница в богатстве народов. Капитализм одновременно и формировал структурные изменения, необходимые для поддержания современного экономического роста до настоящего времени, и реагировал на них. Более высокий уровень жизни, которым сопровождался современный экономический рост, стимулировал попытки повторения достижений Великобритании и США, которые первыми достигли успеха. Однако очевидные лишения, которым ранний капитализм подверг существовавшие в то время общества, оттолкнули от него другие общества. Кроме того, связь между капитализмом и современным экономическим ростом на ранних этапах увидеть было сложно. Поэтому начиная со второй половины XIX века распространение как современного экономического роста, так и капитализма происходило рывками и неравномерно.
Даже по мере того, как благотворный эффект современного экономического роста становился все более заметен в ведущих промышленных странах, распространение капитализма в других странах сдерживалось местными социальными, политическими и культурными условиями, как показано во втором томе «Распространение капитализма».
Тем не менее все вместе эти очерки свидетельствуют о том, что капиталистическая система координирования экономической деятельности с помощью сигналов рынка, направляемых всем его участникам, была основной причиной материальных успехов, столь очевидных во всем мире к началу XXI века. Но когда мы определяем капитализм как экономическую систему, которая генерирует современный экономический рост, возникает вопрос, может ли сохраняться продолжающийся рост дохода на душу населения и, следовательно, может ли сохраняться капитализм как экономическая система. Это вопросы, которые рассматриваются в очерках второго тома.
Однако в очерках второго тома не рассматривается вопрос: «Почему капитализму и современному экономическому росту потребовалось так много времени для того, чтобы начаться?». На этот вопрос стараются ответить очерки первого тома, «Подъем капитализма». Их ответ в основном заключается в том, что было трудно, очень трудно, скоординировать различные факторы, необходимые для строительства и поддержки постоянных поселений, хотя такие усилия обычно повышали доход на душу населения (что экономисты называют «интенсивным экономическим ростом»). Кроме того, было еще труднее в течение длительного времени поддерживать координацию в условиях происходивших одно за другим потрясений, возникавших по естественным причинам в результате как внешних событий, так и внутренних конфликтов. Отчего бы проблемы ни возникали – будучи вызваны природными катастрофами, эпидемиями, военными поражениями или неудачами правителей – они имели общую черту: потерю результатов достигнутого ранее прогресса без закладывания фундамента для последующего восстановления. Поэтому красной нитью через очерки первого тома проходит стремление определить, какие черты современного капитализма присутствовали в каждое время и в каждом месте и, далее, почему различные предшественники капитализма не перенесли отката назад, а впоследствии продолжили рост и населения, и дохода на душу населения с предыдущих уровней.
Какие черты современного капитализма наиболее заметны и как эти черты проявлялись в прежние времена? В научной литературе фигурируют разнообразные понятия – аграрный капитализм, промышленный капитализм, финансовый капитализм, монополистический капитализм, государственный капитализм, кланово-кумовской капитализм и даже креативный капитализм. Какая бы конкретная разновидность капитализма ни определялась этими терминами, их коннотации почти всегда негативны. Это происходит потому, что слово «капитализм» было изобретено и затем использовалось критиками капитализма во времена первой глобальной экономики, которая явственно возвысилась после 1848 года, и распространения капитализма по всему миру до 1914 года. Однако в условиях возрождения глобальной экономики в начале XXI века ученые соглашаются с тем, что может быть много разновидностей капитализма и что в каждой из них есть относительные преимущества (Hall and Soskice 2001).