Известно, что вирус COVID-19 затрагивал прежде всего дыхательную систему. Двустороннее воспаление лёгких провоцировало прежде всего неспособность крови насыщать организм кислородом. Так называемая сатурация – уровень процентного содержания кислорода в крови ‒, если верить СМИ, у некоторых больных падала до 60% и даже ниже, при норме сатурации в 96—99%. Это означало, что каждая молекула гемоглобина – белка, отвечающего как раз за перенос кислорода к тканям ‒оказывалась неспособной связывать необходимое количество ценного газа. Наблюдая под микроскопом за процессом борьбы организмов с захватчиком, вирусологи видели, как клетки злостного вируса таранили своими рогами оболочки клеток крови и протыкали их. Гемоглобин вываливался из разрушенных клеток и формировал пластины, которые забивали доступ к альвеолам лёгких. Тромбоз дыхательных артерий и вен стал причиной многих летальных исходов. Кроме того, в ответ на внедрение вируса и связанную с ним воспалительную реакцию организм выделял большое количество жидкости. Врачи называют этот процесс цитокиновый шторм, или гиперцитокинемия. Он приводил к повреждению тканей, прежде всего, лёгочной и сердечно-сосудистой, лёгкие буквально тонули, человек умирал. Не помогали даже аппараты ИВЛ, искусственной вентиляции лёгких, работа которых был направлена на избавление органа дыхания от лишних мокрот. Ибо цитокиновый шторм – это состояние, при котором иммунитет атакует собственные клетки. О том, как описывает процесс израильский доктор Итар Гайль, вы можете прочитать в статье от 03.04.2020, опубликованной в газете «Вести. Израиль по-русски».
«Цитокины – это небольшие белковые молекулы, которые координируют взаимодействие организма с иммунной системой. Они относятся к интерлейкиновой системе иммунитета, и их выделяют в основном лимфоциты. В здоровом состоянии организм их не вырабатывает, они выделяются при проникновении инфекционного агента.
Когда коронавирус проникает в организм через дыхательные пути, он прикрепляется к лёгочным клеткам с помощью выступов на своей оболочке, напоминающих корону. Они растворяют мембрану лёгочных клеток, проникают в ядро и используют их ДНК для копирования собственного генетического материала.
При прикреплении коронавируса к клеткам вступает в действие иммунная система. К месту попадания инфекции устремляются антитела. Они размещаются на поражённой клетке и помечают её, давая сигнал клеткам иммунной системы уничтожить её.
Лейкоциты прибывают на место и начинают уничтожать поражённые вирусом клетки. Чтобы они прибыли на место, в кровь выделяются цитокины или интерлейкины, стимулирующие защитный воспалительный процесс и подготавливая поле боя организма с инфекцией. Коронавирус, как показали исследования, вызывает цитокиновый шторм. При этом явлении усиливается выделение цитокинов – факторов воспаления, которые привлекают к месту проникновения инфекции огромное число иммунных клеток. Их задача – уничтожить вирус. Но он уже успел проникнуть в клетки, и уничтожить его можно только вместе с этими клетками. Лейкоциты выделяют множество разрушающих клетки веществ, и это приводит к разрушению лёгочной ткани. Возникает дыхательная недостаточность и отёк лёгких. В результате альвеолы (пузырьки в лёгких) теряют способность к газообмену, то есть усвоению кислорода и удалению углекислого газа.»
А так как дыхательная система тесно связана с сердечно-сосудистой, то желание организма компенсировать недостаток кислорода в тканях приводит к расширению диаметра сосудов. Это приводит к падению артериального давления. Понятно, что для увеличения кровотока и компенсации гипотензии требуется ускорить сердечный ритм. Работа сердца в ударном темпе на протяжении длительного времени ослабляет наш мотор, вызывает нарушение ритма, аритмию, и, если процесс сердцебиения не привести в норму, сердце может остановиться.