Найба – третья по величине река острова Сахалин. В южной части острова Найба на первом месте по своим размерам. Основное направление Найбы – южное, с небольшим отклонением к востоку. В начале нижнего течения Найба меняет направление, медленно несёт свои воды на восток, в Охотское море. В десяти километрах от устья река питает большое, но мелкое озеро Лебяжье. Река берёт свои воды с трёх хребтов; Камышовый, Шренка, Сусунайский.
В двух предыдущих книгах много рассказано о Найбе, о её притоках. Так что повторяться не стоит. Больше половины рассказов, место действия бассейн реки Найба. И в этом рассказе начнём с Найбенского бассейна, потом переберёмся в начало среднего или в конец верхнего течения реки Найба. Рассказ можно назвать предисловием к повести Красная икра.
**********
Тимоха дошёл до деревянного, дышащего на ладан моста через речку Малый Такой, по-местному и по по-японски Мураяма. Малый Такой в данное время совсем не малый, река стала размерами с Большой Такой в летнею пору, даже больше. Большой Такой стал что Найба в летнею пору, даже больше, вода в реках огромная. Весна идёт, на дворе двадцатое мая. В этом году весна ползёт, зимой было много снега, получилась весна затяжная.
Сильно, однако, устал. От моста до посёлка всего каких-то четыре километра. Вес рюкзака не большой, кстати, куда он путь держит? Если честно, вес рюкзака не какой, пустой рюкзак, даже топора нет. Чайный котелок, немного сахара, кусок хлеба, щепоть риса, на этом всё. Путь держит на Быковский ручей, на зимовье. Там ни разу не был, решил прогуляться, посмотреть. Точней будет решил развеется. К тому же брат двоюродный вчера с товарищем ушёл на избу, прихватив с собой его собаку Мурку.
Быковский ручей, верхняя развилка на Мураяме, левобережный приток речки Анна. Да, да и здесь Анна, название географическое. На Сахалине пять речек с названьем Анна, есть мыс Анна. Если посмотреть более подробные карты, может набраться ещё десяток ручьёв да речек с одним названием. А говорят могучий русский язык! От развилки начинается речка Малый Такой. По Быковскому ручью, перевалив водораздел, попадёшь, в посёлок Быков, поэтому и Быковский ручей, название народное, местное.
По речки Анна перевалив водораздел между двух серьёзных бассейнов, Сусунайского и Найбенского, упадёшь в приток реку Сусуя, выйдешь в посёлок Синегорск, который находит в самых верхах речки Сусуя. Здесь кругом каменный уголь, Синегорск и Быков шахтерские посёлки. Шахта Южно-Сахалинская и шахта Долинская. С Мураямы можно попасть в верховья реки Красноярки. Устье данной речки в пяти километрах выше посёлка Быков.
Раньше по Мураяме в Синегорск или наоборот, ходили только туристы. По Быковскому ручью вообще ни кто не ходил, незачем было ходить. Времена меняются, теперь во время хода горбуши в верховьях Мураямы полно жителей Синегорска, Быковчане икорку порят. Синегорцев понять можно, на Сусуе горбуши давно нет, точней рыба давно до верховьев не поднимается, дохнет.
Река Сусуя самая чистая с обратной стороны, более загаженной реки на острове нет. Ну это и понятно, Сусуя захватывает частный сектор областного центра. Все сточные воды, всех предприятий города Южно-Сахалинска сбрасываются в притоки Сусуи. Также центральная городская канализация. Рыба кета в Сусую заходит до сих пор, поднимается за областной центр, горбуша тоже заходит.
Год назад рыбачил в конце сентября напротив аэродрома, главных воздушных ворот острова. Поймали три рыбы кеты, мясо красное. С одного хвоста сварили уху, ни кто не отравился, не какого постороннего привкуса, вкусная рыба, хотя на воду речки Сусуи смотреть неприятно, тем более на дно. Все, в какой-то слизи, от течения слизь слабо шевелится, фу! Воду на уху, на чай привозили с собой.
***
Жителей посёлка Синегорск понять можно, нет у них красной рыбы. Жителей посёлка Быков тяжело понять, у них под боком Найба, некоторые, наверное, больные товарищи прутся по два с половинной часа в верховья Мураямы. Эти больные отвечают просто, мол, на Мураяме спокойно, рыбинспекции в верховья не заходит. Но ведь и рыбы то фактически в верховьях Мураямы уже нет, не доходит рыба до верховьев.
В нижнем течение реки во время хода горбуши идёт война за место под солнышком. Ребятишки с Долинска, с Сокола и с Покровки делят речку, частенько стреляют в друг друга, не на поражение, пугают. Иногда в нижние течение Мураямы приезжает ОМОН, СПЕЦНАЗ, и другие подразделения силовых структур, им тоже пострелять хочется. Скажем не санкционированные учения силовых структур, практические занятия!!!
На самом деле совсем не так. Допустим, браконьеры с посёлка Покровка делятся с ОМОНОМ, который гоняет со своей территории браконьеров с города Долинска, с посёлка Сокол. Долинские браконьеры делятся со СПЕЦНАЗОМ, они тоже себе определили территорию. Соколовцы пошли дальше, они делятся с самым крутым отделом силовых структур.
Силовые структуры тоже на поражение не стреляют, протоколов не пишут, они так же пугают, бьют чужих, рвут снасти. Иногда силовики ругаются между собой, не могут поделить браконьеров и прилегающею территорию данной реки. Каждый хочет кушать красную икру столовой ложкой. Если бы было так, то ладно, кушайте на здоровье, на всех хватит. Каждый хочет жрать красную икру зарывшись мордой в бочку с этой икрой. Вот как! Что бы было много икры, много, чем больше икры, тем больше денег. На это дело красной икры на всех не хватит.
Хочешь рубить деньги по лёгкому, плати. Если не хочешь платить шуруй на Сусунайский хребет в верховья рек, таскай икру рюкзаками через перевал. Если попадёшься, пеняй на себя. Тебя будут бить не за браконьерство, а за твою жадность, за то, что платить не хотел.
Кстати, на речках Малый и Большой Такой залетные, то есть вербованные на время путины силовые структуры с разных уголочков когда-то необъятной Родины, не когда не охраняли горбушу. Здесь места местных силовых структур. Вербованные, как говорят на Чукотке, пусть пасутся на ягели, они охраняли забойки и подступы к двум рыбразводам.
Ловят ребята рыбу, порят икру в наглую. Они нечего, некого не боятся на этом участки реки, за их спиной серьёзные товарищи в пагонах. Вдруг откуда не возьмись ОМОН. Стоять, лежать, руки вверх, ноги вширь! Пара коротких очередей из автомата. Омоновцы побили браконьеров, забрали икру и ушли. Главный браконьер из пострадавшей бригады падает на телефон, через каких-то двадцать минут появляются нужные люди, те самые серьёзные в пагонах. Выясняется, что побил ребят материковский ОМОН, нанятый рыбразводом на Белой речке.