Как поймать состояние сосредоточенной расслабленности: сила «у-вэй»
В нашей культуре большую роль играет старание, с другой стороны, мы очень ценим вдохновенную раскованность, умение быть «в ударе». Для некоторых профессий – например, в актерском мастерстве или политике, значение спонтанности налицо. В других случаях оно не так очевидно, но умение вести себя раскованно так или иначе пригождается всем – спортсменам, учителям, руководителям, предпринимателям.
Проблема в том, что стараться быть спонтанным – это оксюморон, именно стараниями легче всего убить чувство спонтанности. Классический пример – бессонница: чем больше вы стараетесь уснуть, тем сложнее вам будет это сделать. Мы уделяем слишком много внимания воле, разуму и самоконтролю; опасаемся хоть немного расслабиться – кажется, что тогда превратишься в импульсивного раздолбая.
Автор книги рассматривает феномен спонтанности с точки зрения древнекитайской философии. Мыслители Поднебесной знали толк в спонтанности, потому что остро чувствовали ее важность и бросали все свои интеллектуальные способности на поиск способов ее достичь. В китайской философии есть понятие «у-вэй» – «недеяние». Впрочем, оно не означает бездействия. Слингерленд пишет: «Люди, пребывающие в у-вэй, чувствуют, будто они не делают ничего, хотя в то же время они могут создавать блестящие произведения искусства, ловко находить выход из затруднительного положения и даже приводить весь мир к гармонии».
Люди, которые находятся в «у-вэй», обладают харизмой. От них исходит свет обаяния, с ними хочется сотрудничать и помогать, даже если об этом не просят. Но в отличие от состояния потока, у-вэй связан с принадлежностью к какой-то общей системе ценностей. Спонтанность у древних китайцев считалась краеугольным камнем не только личного, но и общественного процветания.
Биографическая справка
Эдвард Слингерленд – профессор Университета Британской Колумбии (Канада), специалист по китайской философии, сравнительному религиоведению, когнитивной лингвистике и эволюционной психологии.
Что такое у-вэй
Разные школы китайской философии искали различные подходы к у-вэй. Слингерленд подчеркивает, что многие древнекитайские идеи о спонтанности подтверждаются современной наукой. Например, функциональная магнитно-резонансная томография изучает, как проявляется у-вэй в активности разных участков мозга. Эволюционная психология объясняет, почему мы получаем удовольствие от состояния у-вэй. Дело в том, что очень многие жизненные задачи нельзя эффективно решить с помощью сознательной части психики.
Нейробиологические процессы, которые позволяют нам критически мыслить и анализировать, слишком медленны, сложны и неоправданно энергозатратны в ситуации, когда нам, например, надо спасаться от тигра или понять, какие эмоции написаны на лице соседа с первого этажа. В таких случаях вступают в силу механизмы, отвечающие за распознавание паттернов – намного более древние и быстрые. При таком принятии решений мы в значительной степени опираемся на эмоции, и хотя в краткосрочной перспективе они часто бывают иррациональны (мы делаем что-то неконструктивное сгоряча и жалеем об этом). В долгосрочной перспективе они приносят больше прибыли, чем убытков – например, эмоции помогают нам быть более этичными, выстраивать доверительные отношения и кооперироваться для всеобщего блага.
Нюанс в том, что для того, чтобы эмоции принесли максимальную выгоду, они должны быть искренними, потому что притворщик всегда рискует быть разоблаченным и потерять доверие окружающих. Спонтанное поведение трудно имитировать, и это придает ему дополнительную ценность. С этой точки зрения харизма (китайцы называют ее «дэ») – это энергетика честности, расслабленности и уверенности, энергетика сильных, но не агрессивных людей, – тех, кто реально может изменить мир к лучшему.
Обманщики и злодеи невольно выдают себя именно в состоянии расслабленности, поэтому и древние китайцы, и современные бизнесмены часто сопровождают заключение сделок возлияниями. Растормаживающая сила алкоголя делает человека уязвимым, и если он идет на это в вашей компании, значит, он доброжелательно настроен.