Опаляющее каждый забытый угол солнце над Шымкентом в конце 1980-х было особенно теплым. Этот год выдался не самым благодарным для земледельцев, однако тогда молодых родителей Кызмета это нисколько не смущало: в этом году появился на свет их первенец – Кызмет.
Детство Кызмета прошло в пригороде «Зеленой столицы», где он до пяти лет воспитывался бабушками со стороны отца и матери, пока родители работали на некогда крупнейшей шинной фабрике, стараясь «подарить будущее» своим детям – Кызмету и его брату.
В начале 1990-х маленького Кызмета забрали в город, чтобы тот, как и все дети, пошел в детский сад, где пробыл недолго – спустя два месяца его определили в среднюю образовательную школу.
Учеба, откровенно говоря, не задалась. На то были свои причины, и довольно убедительные: отсутствие настроя и мотивации, гиперактивность вместе с сопутствующей рассеянностью и множество иных причин, являющихся нормальными в поведении ребенка. Кызмет проводил свободное время на улице, изучая город и людей, – это хобби, отложившееся в созревающем подсознании, в дальнейшем стало незаменимым инструментом в принятии важных деловых решений. Все самое интересное началось годом позднее. Чтение и правописание сменили футбольный мяч и салки во дворе, а считать и отнимать стало и вовсе главным интересом в жизни. И ничего важнее этого попросту не существовало.
Накопившиеся знания долго не простаивали, настала пора применять теорию на практике: родители открыли точку по продаже детских вещей на крупном рынке. Видя, какие усилия они прикладывают, еще юный Кыз-мет взял на себя ответственность во что бы то ни стало им помочь. Дело было простое: мама дает задания, Кызмет с братом выполняют. Первым таким «большим делом» было шить детские вещи: дома стояла большая советская швейная машинка, с помощью которой брат кроил, а Кызмет шил. Учились в разное время, поэтому командная работа наладилась очень быстро, а когда мама пообещала вознаграждение за каждую вещь в размере двух тенге, появилась мотивация. «Это сколько же можно заработать!» – именно с этой мыслью они с братом готовили от 300 до 500 изделий в день, что даже в эру цифровых технологий представляется невыполнимой нормой.
Когда «братское производство», построенное на налаженной системе, начало приносить огромную помощь и первые плоды, взращенные на исколотых пальцах, мозолях и доверии, ребята не остановились – пришло время для награды. Первые инвестиции были направлены туда, куда нужно, – в сладости и видеоигры. Кызмет с восьми лет понял: то, где он находится, – полностью его заслуга. Он много работал и теперь получает приятный бонус – это стало самым важным открытием и первой осознанной тайной мироздания. Дела не ждали, ведь во всех игротеках начали появляться новые, более серьезные игры.
Со временем братья всерьез взялись за дело. Начали самостоятельно выходить на рынок и помогать продавать товары, организовывали дискотеки в подвале пятиэтажки, где брали по 20 тенге за вход, продавали воду, а затем и сладкие напитки, пятикратно увеличивая прибыль. Были куда более изобретательные идеи. Например, ребята продавали скраб для ног, создавая его из пемзы, которую добывали на крыше старых домов – деньги начали появляться из ниоткуда, и Кызмет понимал, что это только начало.
Доверие родителей, которые видели, что их дети становятся самостоятельными, служило неким попутным ветром раннему успеху ребят. Благодаря смекалке Кызмет придумал способ, как обходить стороной ненужную, как тогда казалось, учебу. Он брал с собой настольный будильник, который стоял у его кровати, заводил на 9:30 утра, затем прятался в соседней каптерке, где было сломано окно, и спал, дожидаясь заветного сигнала. Как только звенел будильник, он вставал и направлялся в сторону дома, зная, что родители уже ушли на работу и что брат Кызмета откроет дверь.
Поспать или пойти в игротеку – эта дилемма рождалась в каждом редком случае, когда получалось прогулять уроки, но большим удовольствием был сам факт самостоятельного осознанного выбора, как распоряжаться своим временем в столь юном возрасте. Все-таки родители сильно доверяли и не мешали развитию ребят, которые и так старались помочь.