В сборник "Кронштадские мотивы" вошли новые и ранее опубликованные рассказы.
Перед читателем предстают сложные годы "перестойки". Моряки Кронштадта каждый день сталкиваются с трудными задачами, которые им ставят море и время.
Девяностые годы прошлого столетия проверяли на прочность всех моряков "великой державы". Человеческие пороки и слабости завладели умами и сердцами многих. Но были и те, кто устоял под бременем развала страны. На их плечах держалась тогда боевая готовность кораблей.
В начале двадцать первого века сильно осиротели причалы города морской славы. Чтобы "паруса" кораблей вновь наполнились попутным ветром, героям рассказов придется много трудиться.
Морская жизнь с новой силой заиграла на Усть-Рогатке.
Настоящим морякам Кронштадта посвящается.
Не может быть…
Кронштадт.
Купеческая гавань.
Зима (середина января), начало девяностых…
Дежурный по дивизиону тральщиков старший лейтенант Сергей Петров вернулся в рубку дежурного. Суббота. Большая приборка на кораблях и уборка территории ЗУР (Западная Усть-Рогатка) завершена. Снег искрится на верхушках огромных сугробов. Личный состав кораблей разошёлся по кораблям. Скоро обед.
Мороз по-настоящему крещенский, на градуснике минус тридцать два градуса. Весь декабрь снегопады шли каждый день. А вот в январе и снег пропал, и температура воздуха минус двадцать – минус тридцать каждый день.
Экипажи кораблей дивизиона тральщиков практически постоянно сидят на кораблях, на палубу нос не выставить. Даже подъем военно-морского флага по кубрикам проводит. Учения, тренировки тоже особо не проведешь – технику повредишь.
Выходов в море, само собой нет – лёд в гаванях и на рейдах больше метра уже. Но забот на дивизионе хоть отбавляй. Документацию подбей, все регламенты и ремонты техники до навигации заверши. Молодежь, что осенью пришла, надо «в строй поставить».
Да ещё проверки различные. Любят «московские штабники» зимой в Кронштадт пожаловать. И ехать недалеко, и друзей-товарищей в Питере навестить можно. Вот и проверяют по очереди, почти до апреля. А потом, наверное, на юг все стремятся.
Так не спеша рассуждал Сергей, наблюдая, как матросы с его тральщика убирают лопаты и скребки в коффердам (специальные помещения-отсеки в плав причалах).
В рубку дежурного зашел командир тральщика 454 Олег Артемьевич Ковалёв. Он старше Петрова на два года. И Сергей его называет своим «годком». «Годок» это учитель, наставник, помощник во всех, даже иногда в «не совсем правильных» делах.
… В августе позапрошлого года лейтенант Сергей Петров после окончания военно-морского училища имени М.В. Фрунзе – школа гардемаринов на Васильевском острове – прибыл на дивизион.
Точнее их прибыло двое: он и Серёга Ледников, оба стали командовать тральщиками проекта «Корунд». Но Ледников много старше, он и в училище поступил в звании мичман. Поэтому, «зелёным» лейтенантом на дивизионе оказался только Петров. И, как водится на флоте, над «молодым» начали подшучивать и подтрунивать «старые» командиры.
Ох, нелегкие эти первые шаги на флоте молодых лейтенантов…
Тральщик Олега Ковалёва тогда стоял в заводе и первый месяц Петров Олега видел лишь мельком – на совещаниях у комдива. Но после перехода 454-го в Купеческую гавань Олег буквально «взял за руку» Петрова и начал без всяких, как теперь говорят понтов, обучать и подсказывать.
Теперь, когда молодого лейтенанта пытались проучить «старшие товарищи», Олег резко прерывал их. И сам терпеливо растолковывал Сергею, как надо поступить в той или иной ситуации. Швартовать корабль тоже учил Петрова «годок» – Олег Артемьевич Ковалёв. А это и по сей день считается квинтэссенцией морской практики любого командира корабля …
Корабли дивизиона тральщиков ошвартованы в Купеческой гавани Западной Усть-Рогатки на трех секциях плавучих причалов. Сегодня, почти на этом же месте, стоит корабль-музей эскадренный миноносец «Беспокойный». Только эсминец стоит параллельно Усть-Рогатки, а тральщики в те времена стояли на перпендикулярно ошвартованном плав причале. В конце пирса стоят базовые тральщики, у них осадка больше. А рейдовые «корунды» на корне плав причала (место крепления причала к стенке) ютятся, там глубина полтора – два метра.
Для обеспечения кораблей водой, ниже рубки дежурного, проложен штанг питьевой воды. Зимой воду не выключают. Заморозит трубы – до весны в бачках воду таскать придется. Вода, стекая с причала в гавань, создала полынью, размер метр на метр.
Дежурный по дивизиону старший лейтенант Сергей Петров пристально следит за секундной стрелкой морских часов. Ровно в 13.00 надо подать по громкоговорящей связи команду на обед. Точность – вежливость не только королей, но и моряков всего мира.
– Ты гляди, чего делает … опять бежит, – это Олег Ковалёв, глядя в окно рубки дежурного, говорит Сергею и тянется к «банану» громкоговорителя.
– Да чтоб тебя, – отзывается Петров, проследив за взглядом Олега, – по плав причалу бежит матрос Атаев, моторист с тральщика 443, с чугунным чайником в руках – воды со шланга набрать.
«ХолЁдненькой охота…», – объяснял Атаев в прошлый раз.
Беда в том, что бежит он не в тулупе или в шинели, а в летней робе и в шапке – лень ему «наряжаться».
Моряк он бравый, и в технике разбирается. Дивизионный инженер-механик капитан – лейтенант Олег Оттович Гончарук, его сразу заприметил. Теперь в «зимнюю ремонтную бригаду» своим помощником определил. Но дисциплина у «джигита» явно хромает.
Призван Атаев из Узбекистана. Тогда служили на дивизионе все национальности и народности страны под названием – СССР.
И вот, … в окно рубки дежурного, два боевых товарища наблюдают картину, как говорится «ни пером писанную».
Атаев, зная, что если заметят, будут воспитывать, добавляет хода – бежать осталось метров десять – пятнадцать.
Пытаясь остановиться, резко «дает по тормозам». Вода из шланга давно на самом краю причала соорудила ледяной холмик и маленький каток. «Тормоза» Атаева не срабатывают, он пролетает каток, взлетает на холмике и прямиков «солдатиком» летит в прорубь и с головой скрывается под водой гавани Кронштадта.
Офицеры онемели от увиденного…
Мороз минус тридцать…
Секунда, вторая… «лихой джигит» Атаев, как в документальном фильме о пингвинах, выныривает из проруби, при этом руками легко отталкивается от края плав причала.
Вскочив на ноги и, сохраняя ранее набранную скорость, …
в шапке на голове…
с полным чайником забортной воды,…
хлопая руками себя по голове и бокам, моторист «ремонтной бригады», скрывается в недрах рейдового тральщика.
– Олег, побудь в рубке, обед объяви … я его сейчас, – дежурный по дивизиону выскакивает за дверь, несется вслед за мотористом. Бегать Сергей умеет, ещё недавно, в курсантские годы, был призёром ВВМУЗов.