«Dе gustibus non disputandum»
Как-то, прогуливаясь в парке, я увидел человека, который некоторым странным образом привлек мое внимание. Он сидел на поваленном дереве и держал в руках небольшую жестяную коробочку.
Крышка ее была открыта, и человек доставал какие-то прозрачные фигурки, как мне показалось, из стекла, рассматривал каждую на свет, слегка прищурив правый глаз, и что-то говорил, обращаясь к ней, а потом аккуратно опускал ее в коробочку.
На нем был малиновый бархатный сюртук, такие же широкие брюки и деревянные сандалии. Человек был маленького роста. Я даже сначала подумал, что это ребенок, но, разглядев горб, тщательно укрытый длинными вьющимися волосами, понял, что ошибался. Остановившись в нескольких шагах от него, я попытался рассмотреть странные фигурки, которые он перекладывал и был этим настолько увлечен, что совсем не обращал на меня никакого внимания.
Был теплый весенний день, и я не торопился возвращаться домой. Простояв несколько минут рядом, я вдруг увидел, что карлик достал из коробочки нечто похожее на паука янтарного цвета и быстро переложил его в боковой карман. Не поднимая головы, он продолжал вглядываться вглубь коробочки, содержимое которой со стороны казалось мне нескончаемым.
– Если вас так интересуют эти безделушки, то я мог бы подарить вам любую из них, – неожиданно произнес он, не оборачиваясь ко мне и продолжая увлеченно заниматься своим делом.
Я вздрогнул, будто выходя из оцепенения. Не зная, что ответить, я продолжал наблюдать за его руками.
– Посмотрите… Они так забавны… Они просто удивительны! – и он вытащил еще одну фигурку, на этот раз – темно-синюю. Она сияла на его ладони, как прекрасный сапфир.
Поскольку я не очень хорошо вижу, мне показалось, что это была лягушка. Впрочем, точно не могу сказать. Он держал ее за лапку указательным и большим пальцами, слегка покручивал, внимательно разглядывая на свет, и странно улыбался. Вдруг неожиданно он положил фигурку в коробку, быстро закрыл крышку, сунул коробку себе в карман и, ловко соскочив с дерева, слегка прихрамывающей походкой направился в глубь парка.
– Молодой человек, позаботьтесь о себе. Через час будет дождь, а вы, любезный, без зонта, – произнес он и исчез в тени аллеи.
Я посмотрел вверх. Небо было чистое и безоблачное. Еще немного постояв, я продолжил свою прогулку, размышляя о произошедшем со мной в этот день.
Однако мысли помимо моей воли постоянно возвращались к карлику. Так, неспешно, я добрел до беседки, в которой любил отдыхать, достал книгу и начал читать…
Подул легкий ветерок, парк вздохнул и тихо зашумел. Крупные капли дождя тяжело и редко застучали по листьям. «Странно», – подумал я и еще раз вспомнил об этом человеке. В парке стало безлюдно и тихо, запахло сырой землей. Читать я почти не мог, мысли мои путались, и я постоянно отвлекался от прочитанного.
Вскоре дождь прекратился, но я поспешил домой. Проходя около поваленного дерева, я вдруг увидел, что на том месте, где сидел незнакомец, стоит та самая жестяная коробочка, которую я видел час назад в его руках.
Некоторое время я сомневался, но потом подошел и взял ее. Не решаясь ее открыть, я внимательно рассматривал рисунок на крышке. Он был весьма необычный. В еловых веточках, расположенных по кругу, был выдавлен лунный серпик, с одного бока от него была начертана буква «Й», а с другой стороны выступал квадрат и что-то вроде спирали, замыкающейся на острие серпика и плавно переходящей в него. В самом низу располагалась надпись: «Aber keids». Наконец я все же попытался открыть коробочку, но, сколько я ни старался, крышка не поддавалась. Я уже отчаялся в надежде увидеть содержимое и хотел, было, поставить ее на место, но неожиданно в глубине аллеи показались две молодые женщины, гуляющие с детьми. Моя рука, не повинуясь моему устремлению, как бы сама засунула коробочку в карман, и я торопливо зашагал к дому.
Домой я добрался без приключений, а, войдя, быстро прошел в комнату и поставил коробочку на стол.
В этот вечер я был приглашен на чай к своим друзьям и вернулся от них уже ближе к полуночи. Приняв душ и плотно закрыв шторы, я подошел к столу, не отрывая взгляда от шкатулки. Некоторое время я раздумывал, замерев, и прислушивался к тишине в своей квартире.
Вдруг непонятная тревога и даже страх овладели мной. Против своей воли я взял коробочку в левую руку, а правой потянул крышку вверх. Крышка на удивление легко открылась.
Наклонясь, я заглянул внутрь. У коробки не было дна!.. Всепроникающая мягкая бесконечность темным глухим кругом высветилась в глубине…
Раздался звонок в дверь. Я посмотрел на часы – было около десяти вечера. Это мой сосед. Он иногда заходил ко мне.
Я проводил его в комнату, а сам пошел на кухню, чтобы приготовить чай. Вдруг я вспомнил о коробочке.
Какое-то неясное беспокойство охватило меня. Я поспешил обратно в комнату. Гриша (так звали соседа) стоял около
стола, в его руках была коробочка, и он внимательно рассматривал ее.
Потом его рука медленно потянулась внутрь жестяного сундучка. В тот же миг он весь побледнел, на лице его отразился неописуемый ужас, он протянул в мою сторону руку и открыл рот, как бы в крике обращаясь ко мне. Его рука все больше и больше втягивалась в коробку.
Я попытался подойти к нему, но какая-то сила пригвоздила меня к полу, и я мог только наблюдать происходящее. Его лицо стало терять привычные черты. Он весь стал как будто лимонное желе. В комнате не было ни звука. Его тело все больше и больше теряло свою форму.
Передо мной уже висела огромная капля яркого ослепительно-желтого цвета.
Постепенно она начала всасываться в коробочку, издавая те же звуки, что и вода, втекающая в предоставленное ей отверстие.
Минуту спустя раздался последний хлюпающий звук, и все исчезло. Я почувствовал, что теряю сознание…
Когда я открыл глаза, было уже утро. Я посмотрел на стол, но на столе ничего не было.
Не позавтракав, я отправился к Грише домой. Дверь никто не открыл. Потрясенный событиями прошлого вечера, я сам не заметил, как очутился в парке на той самой аллее. Мое удивление стало еще больше, когда среди деревьев я увидел того самого незнакомца.
Он сидел на поваленном дереве спиной ко мне. Я направился к нему и, подойдя поближе, остановился. Незнакомец меня заметил, но, казалось, не обращал никакого внимания. Коробочка лежала рядом с ним в траве.
Я уже собрался спросить его, в чем дело, но в этот момент он обернулся и сам начал разговор, протягивая ко мне руку ладонью вверх.
– Взгляните, какая прелесть, – ровным голосом произнес он. И тут только я заметил, что незнакомец слеп. Я перевел взгляд на его руку. На ладони сидел прозрачный, как будто сделанный из стекла лягушонок.