ГЛАВА 1. Беззаботная пора
***
– Чемчунька, – громко, но без злобы в голосе произнёс дед Егор.
«Наверно, опять на кошку кричит. Ну, зачем же так громко?» – подумал Сашка.
Чемчунька – это прозвище кошки. На самом же деле, её зовут Малышка, но деду нравится называть её Чемчунька.
Чемчунька-Малышка ела кашу и подавилась, а дед Егор решил ей помочь. Прикрикнув на кошку, он её испугал, отчего та выплюнула комок каши и скрылась в погребе.
– Дедо, чего ты опять кричишь? Что такое стряслось? – сонливо протянул Сашка.
Дед Егор сидел за столом и как всегда закручивал цигарку, чтобы перекурить.
– Да котяра чудная сидела, ела кашу и подавилась. Вон, погляди, чо осталось!
Сашка обернулся, посмотрел на кусок и, до конца ещё не проснувшись, направился к умывальнику.
– А ты чего так рано поднялся? – спросил дед Егор. – Ещё бы спал да спал.
– А вот если бы ты, дедо, не кричал на кошку, я сейчас, наверное, спал, но видимо, не судьба, – с лёгкой грустью ответил Сашка.
– Ты это брось «не судьба»! На судьбу грех обижаться! Она тебя ещё научит, как надо жить-то! – заворчал дед.
Он прикурил цигарку и, покашливая, вышел во двор. Тогда он ещё и не предполагал: какими сюрпризами сможет удивить его жизнь.
***
«Чем бы мне заняться-то, чем позабавиться?» – подумал Сашка и подошёл к столу. Любимым его занятием было собирать конструктор, который ему подарил отец. Сашка любил часами ковыряться с деталями и у него получались неплохие модели. Он сел на стул и стал разбирать домик, который вчера соорудил. Ему хотелось построить новый, более улучшенный и великолепный домище. И вот, соединяя деталь с деталью, ему грезилось, как он вместе со своими родными заселяется в подобный дом и начинает его обустраивать.
Сашка очень любил свою семью и дорожил ей. Ему нравились все его родственники без исключения…
***
В избу вошёл дед Егор. Не раздеваясь, он прошёл к Сашке в комнату.
– Ну, что, Сашко, всё ещё на судьбу обижаешься или ужо нет?
Сашка перебирал детали в коробке. Недолго раздумывая, ответил:
– Нет, дедо, уже не сержусь, теперь я серчаю, что деталей чего-то не хватает.
Сашка встал и пошёл в сени искать дополнительные детали. Деталей он не нашёл, зато наткнулся на старый катушечный магнитофон. К своему удивлению, он быстро починил его (в магнитофоне не хватало батареек) и решил испытать. К счастью, он недавно принёс коллекцию старых катушек, которые когда-то слушал его отец. Он быстро вставил бобину в чиккуль и нажал на клавишу «воспроизведение». Старый магнитофон запел. Сашка обрадовался, выскочил в зал, чтобы поделиться своей радостью с дедом. Деда в зале не оказалось. Вместо деда на стуле сидела баба Дарья.
– Баба, представляешь, я сейчас зашёл в сени и увидел старый магнитофон. Я его завёл, и он работает. Хочешь послушать?
Сашка подумал: «Вот бабушка удивится, обрадуется и похвалит меня». Но произошло всё иначе. Баба Дарья была зла на деда, потому что он опять без её спроса взял деньги и отправился в магазин.
– Опять себе бутылку купит, говорила же ему, не бери водку, не бери вино. Возьми лучше Сашке газировки. Нет, он опять за своё.
Сашке показалось, будто бабушка его не услышала и разговаривала с кем-то другим. Сашка повторил. Бабушка промолчала. И тогда совсем обиженный он ушёл в свою комнату и закрыл дверь.
***
Шёл седьмой час вечера. Деда всё не было. Сашка с бабой Дарьей волновались. Есть было неохота. Оба взволнованные, они сидели за столом и смотрели в окно.
Старенькая бабушка Дарья в серой вязаной кофте, в шерстяных носках и в стареньком, грязном, но тёплом ватнике сидела напротив Сашки. Её морщинки на лице, её умелые и слегка подрагивающие руки он знал наизусть. Он переживал и за деда Егора, и за бабу Дарью. Он любил их обоих и старался им помочь в трудные минуты. Сашка помогал им во всём: топил печи, колол дрова, носил воду…
«Ну, где же он ходит? И почему так долго?» – думала баба Дарья.
«Жив ли, здоров ли дедо?» – думал Сашка.
Но вот по тропинке, ведущей к ограде, они увидели идущего, слегка качающегося человека. Это был дед Егор. Он шёл домой и напевал:
Старый клён, старый клён, старый клён засох давно…
Несколько минут спустя, он открыл дверь и вошёл в ограду. По двору бегал пёс Бим.
– Цыган, Цы-ыган! Кы мне! При-инеси палочку! – растягивая слова, произнёс дед. Его язык заплетался на каждом слове, и едва понятно было, что он говорит.
Цыган – это любимое прозвище пса у деда Егора. Он часто называет его так.
– Как тебе не стыдно. Пьяный идёшь по улице, качаешься, поёшь какие-то дурацкие песни. Ещё нас с внуком заставляешь волноваться! – сказала баба Дарья недовольным дрожащим голосом, выйдя на крыльцо.
– Давай, заходи в дом и ложись спать, – сказал Сашка. – Вот она, какая твоя судьба, теперь-то я понимаю…
***
После дневного разговора с внуком о судьбе, дед Егор, взяв деньги, направился в местный колхозный магазин за бутылкой. Быстрыми и уверенными шагами он прошёл по улицам и оказался около магазина. Спокойно и смело вошёл, купил, чего желал. На обратном пути он думал: «Сейчас приду домой, спрячу бутылку, а ночью по-тихому разопью!» Но не тут-то было, он встретил старых знакомых и направился не к себе, а к ним. Там они выпили, сходили в магазин ещё раз, а потом отпустили деда восвояси, как ни в чём не бывало. Не задумываясь который сейчас час, он шёл домой и напевал старинную песню о клёне. Он не думал о том, что родные волнуются, беспокоятся, в конце концов, ждут его. Дед Егор не спеша подошёл к ограде, вошёл, поиграл с псом Цыганом-Бимом и зашёл в дом. В доме он забылся пьяным сном…
***
Весеннее утро. На крышах домов зависли сосульки. Набухают на деревьях почки. Сашке не в школу, у него каникулы. На каникулы он перебрался жить к бабушке и дедушке.