Обитающие на небесах святые ограждают от бед прибегающих к их помощи, а своей жизнью представляют нам пример для подражания.
И. Бухарев
В июле 2000 года в Санкт-Петербургской Лавре были выставлены для поклонения мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона. В течение трех суток народ шел поклониться этим мощам и попросить помощи в излечении от различных болезней, в избавлении от пристрастий к алкоголю или наркотикам. Поскольку болезни не обошли стороной и нас, мы решили съездить к Лавре, посмотреть, что там делается, и, может быть, попросить помощи у святого, если удастся приложиться к его мощам.
11 июля в 15 часов 10 минут мы вышли из метро на площадь Александра Невского и ахнули. Огромная, шириной в 7–8 человек, очередь тянулась вокруг Лавры, а ее конец скрывался где-то у моста Александра Невского (примерно 1,5 км от Собора). И это в стране, которая многие десятилетия была в авангарде научного атеизма!
Мы заняли очередь, не представляя, что нас ожидает. В ней стояли люди разного возраста и разного социального положения. Здоровые молодые люди с «мобильниками» периодически отправлялись отдыхать в свои «Мерседесы» и «Форды», находящиеся неподалеку на стоянке. А «безлошадное» подавляющее большинство, в том числе старички и старушки с палочками, безропотно переминалось с ноги на ногу, поскольку присесть было негде. Кто же он такой, этот Пантелеимон? Почему к его мощам такая очередь?
В книге «Жития всех святых», составленной священником Иоанном Бухаревым (М., 1900), и в Настольной книге священнослужителя (изд. Московской Патриархии. Т. 3. М, 1979) о нем сказано следующее.
Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника и был назван Пантолеоном, что значит «лев во всем». Его мать была христианкой и воспитывала сына в христианской вере, но рано умерла. Отец отдал Пантолеона в языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого врача Евфросина и стал известен императору Максимиану, который захотел видеть его при своем дворе.
В то время христиане жестоко преследовались властью. Официальный Рим еще ожесточенно сопротивлялся новой вере. В 303 году в Никомедийской церкви были сожжены 20 тысяч христиан. В живых остались немногие, да и те скрывались. Одним из таких священномучеников был пресвитер Ермолай, скрывавшийся в убежище. Святому Ермолаю понравился юноша, ходивший мимо его убежища, и у него появилась надежда просветить юношу христианской верой. Семена упали на подготовленную почву. Юноша вспомнил наставления матери и принял Христа в свое сердце.
Легенда гласит, что однажды Пантолеон увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Юноша начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.
После этого чуда Пантолеон принял крещение от Ермолая с именем Пантелеимон, что означает «всемилостивый».
Унаследовав богатое имение от отца, Пантелеимон раздал имущество бедным, а сам стал безвозмездно врачевать больных, исцеляя самые трудные болезни не столько лекарствами, сколько силою Божией. Молва о милостивом враче распространилась по городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.
Незамедлительно последовал донос императору: Пантелеимон лечит христианских узников. На предложение Максимиана опровергнуть донос и принести жертву идолам святой ответил отказом. Как и следовало ожидать, император подверг «нечестивца» жесточайшим мукам. Однако Господь был с Пантелеимоном, и во всех истязаниях великомученик оставался невредимым.
По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: «Велик Бог христианский!» Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славит имя Христа, а Пантелеимону отрубить голову.
Пантелеимона привели на место казни и привязали к масличному дереву. Один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, а тело святого не приняло удара, потому что он еще не окончил своей молитвы. Во время молитвы вдруг послышался Голос, назвавший Пантелеимона по имени и призывавший его в Царство Небесное. Услышав голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и стали просить прощение. Они отказались продолжить казнь, но великомученик сам повелел им выполнить приказ императора. Воины со слезами простились со святым.
Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Тело святого было брошено в костер, но осталось неповрежденным.
Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: «честная глава» его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.
Благодаря Патриарху Всея Руси Алексию II эти святые мощи («честная глава» в серебряном ковчеге) и были привезены в Санкт-Петербургскую Лавру. И люди шли к этим мощам с надеждой на спасение.
Семнадцать с половиной часов (до девяти часов утра) простояли мы в этой очереди. И никто, ни один человек не ушел, сославшись на усталость или болезнь! Перезнакомившись друг с другом (за семнадцать-то часов), люди рассказывали о своих проблемах и надеждах. Удивительная аура охватывала всю эту очередь.
Рассказывая окружившим нас людям о Тонком Мире, о сознании, о бессмертии человеческой души, мы особенно остро чувствовали, как нужны людям такие сведения. И было до слез обидно, что к июлю 2000 года девять издательств отказались издавать наши книги «Физика веры» и «Жизнь напрокат» практически по одной причине: книги непродаваемые, потому что сложные и народ их не поймет. Только в Лениздате высоко оценили содержание книг, но там не было денег, а спонсора на их издание найти не удалось.
Люди с надеждой задавали свои вопросы и, затаив дыхание, слушали наши ответы. Худенькая старушка в белом платочке и с палочкой, за которой мы заняли очередь, украдкой крестила нас и благодарила Бога за то, что Он позволил ей оказаться рядом с нами. А мы, глядя на светлевшие лица людей, в основном больных и старых, пугающихся «бездны, разверзшейся вдали», и обретающих от наших слов надежду и опору, решили собрать сведения о научных разработках о бессмертии человеческой души и написать новую книгу «Великий переход». Так что идея нашей третьей книги родилась именно там, в очереди к святому Пантелеимону. И посвящена эта книга тем людям, которые с верой и надеждой шли в Храм за помощью!