Александр Николаевич Афанасьев, Александр Александрович Шевцов - Народные сказки А. Афанасьева, рассказанные А. Шевцовым. Выпуск 1

Народные сказки А. Афанасьева, рассказанные А. Шевцовым. Выпуск 1
Название: Народные сказки А. Афанасьева, рассказанные А. Шевцовым. Выпуск 1
Авторы:
Жанр: Сказки
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Народные сказки А. Афанасьева, рассказанные А. Шевцовым. Выпуск 1"

Кто не знает сказок известного издателя русских народных сказок А.Н.Афанасьева? На них выросло не одно поколение. На первый взгляд, в них нет ничего особенного: сюжеты о богатырях, зверях, бабе-яге… Мы так привыкли к ним, что редко стараемся заглянуть в глубину.

Это сделал современный сказочник Александр Александрович Шевцов. Будучи профессиональным психологом, он вслед за известным исследователем сказок Владимиром Яковлевичем Проппом постарался заглянуть внутрь сказки и расшифровать ее. Целый год на своем блоге «Сказочный мир» в соцсетях каждую неделю он сказывал сказки Афанасьева для взрослых со своим предисловием! Обсуждение сказок было очень активным. По просьбе читателей мы издаем их в четырех выпусках.

Бесплатно читать онлайн Народные сказки А. Афанасьева, рассказанные А. Шевцовым. Выпуск 1


Издается на правах рукописи



© Александр Шевцов, 2018–2022.

© Издательство «Роща», 2022.


Издание предназначено к прочтению лицам, старше 6 лет.


[email protected]

roscha.store

В Новый год

С печалью и надеждой…

Завтра Новый год. Все последние дни нарастают шум и суета. Люди готовятся к празднику. Люди любят праздники. Наверное, потому что праздники произошли от праздности…

В праздник можно ничего не делать, поэтому в праздники все делают больше, чем обычно. Праздник – это время, когда хочется делать, а в будни – бездельничать. Люди, чем старше, тем страннее…

В детстве было не так. В детстве праздник не был временем безделья, как не были временем безделья и обычные дни. Они все были равномерно заняты, заполнены множеством важных дел, но в праздник дарили подарки, и было возможно чудо. Праздник не был временем праздности, праздник был временем радости. А вот в обычные дни, особенно в обычные вечера, бывало печально…

Когда ребенку печально, ему нужен друг, который понимает все. Взрослые не понимают. Самые лучшие из взрослых лишь выслушивают детей и сочувствуют. Но им не расскажешь, что по вечерам плюшевый мишка разговаривает с тобой. Взрослые сразу становятся внимательными и начинают расспрашивать, как будто подозревают ребенка в душевной болезни… А глаза у них становятся настороженные.

У меня не было плюшевого медведя. Мама говорила, что до полутора лет я спал с куклой, с пупсом. Когда я подрос, мне было стыдно об этом слышать, я же считал себя настоящим мальчишкой, который не должен играть в девчоночьи игрушки. Поэтому я скрывал, что пупс был моим лучшим другом, а потом и сам забыл…

Поэтому, когда я стал вспоминать, была ли у меня в детстве любимая игрушка, я не смог ничего вспомнить и долго этому удивлялся. Не может ребенок расти без друга! Дети без настоящих друзей вырастают с душой взрослого! А это очень опасно!

Когда я это узнал, я начал изучать свою душу, подозревая ее в различных пороках, и даже стал психологом. Но и это не помогло. Психологи не могут найти ребенку потерянного друга, потому что они все люди со взрослой душой.

Но однажды я вспомнил, что у меня была не игрушка, у меня была книжка! Книжка сказок! И успокоился. Эта книжка досталась мне от моего деда, а он был знаменитый читатель! Вся округа знала, что Харлампыч, так звали моего деда, – большой знаток книг. Мне рассказывали, что у него было много книг, больше всех в деревне.

И все окрестные мужики ходили к нему поговорить о книгах, газетах, вестях с фронта, и покурить его табачку, заворачивая его в бумажки.

Когда мне рассказывали, как деревенские мужики приходили к моему деду и курили домашний табак, отрывая длинные ленты бумаги, чтобы скрутить самокрутки, я почему-то думал, что они отрывали для этого страницы из книг. Наверное, потому, что из всех его книг осталась лишь одна, которую мне и читала мама.

Это была моя книга сказок. Но я не могу вспомнить, какая, потому что однажды она пропала. Так всегда бывает с любимыми друзьями детства. Однажды мы забываем их, и они незаметно уходят…

Когда я стал взрослым и пытался найти эту или такую же книгу, то в отчаянии понял, что не помню даже ее названия. То мне казалось, что это был томик народных сказок, собранных кем-нибудь из наших собирателей. То приходило на ум, что некоторые из сказок были иностранными. А под конец я начал вспоминать, что среди прочего в ней были рассказы про троянскую войну…


Когда она пропала? Я точно не помню. Но я помню, что начал собирать книги лет с пятнадцати. Значит, к этому времени я уже почувствовал потерю друга. И мне стало грустно… А потом я всю жизнь собирал и собирал книги, и сейчас у меня есть все сказки, которые когда-либо издавались в России. А сам я помню такие, которые только рассказывали, но никогда не записывали и не издавали. Мне сказывали их старые люди с детскими душами, которых мне довелось встретить.

Но среди этих книг нет той, что я ищу. И мне все время хочется спросить людей, с которыми я знакомлюсь, не встречалась ли им такая книга. Но я боюсь взрослых, и потому сначала спрашиваю их, любят ли они читать сказки. И когда вижу удивленные и настороженные глаза, я понимаю, что спрашивать не надо. У меня ведь не душевная болезнь…

У меня всего лишь пропал друг. Но этот друг был книжкой. И никто из взрослых этого не поймет, даже если он добрый человек.

Однако как книжка может быть другом, задумался я после того, как отчаялся задавать вопросы взрослым. И мне пришел странный и насмешливый ответ, как будто какой-то маленький проказник посмеялся надо мной:

– Так же, как им может быть плюшевый медвежонок!

Этот ответ сначала позабавил меня своей очевидностью. Но потом я понял, что слышал тоненький смех, и напугался. Если это был не мой ответ, а я точно не смеялся, когда задавал вопрос, то, может, мне пора самому сделать внимательные глаза и начать задавать себе осторожные вопросы?!

Я долго был психологом и еще дольше я жил среди психиатров. Слышать голоса, особенно хихикающие, не полезно, если хочешь считаться здоровым. Страшнее только видеть маленьких человечков, прячущихся в сумраке книжных полок! Голосов нет, а если они есть, то это плохо! И надо постараться их никогда не слышать.

И мы все очень стараемся не слышать голоса и не видеть их хозяев. Поэтому мы больше не сочиняем сказок. Сказка ушла из нашей жизни, как ушли былины, как ушли эпические сказания. Для каждого вида литературы есть свое время. Времена меняются, и люди больше не могут сочинить ничего подобного, словно их разум огрубел и не в силах думать таким образом.

И поэтому я поймал себя и остановил свой испуг. Я сделал усилие и просто не дал себе не слышать. А поскольку это был поздний вечер, на улице стояла тишина, а дома все спали, я вдруг услышал, что пустая моя квартира живет и шелестит книжными страницами, как будто кто-то их листает. А по полу пробегают сквознячки, как если бы в окнах были щели. Но не было щелей… А еще вокруг меня жили и шевелились сумерки.

И там кто-то прятался и тихо смеялся надо мной. И я ощутил страх…

Но потом, словно сама собой, пришла мысль взять с полки томик сказок. Я не открыл его, я приложил к уху, словно раковину, и вдруг услышал, что книжка шуршит и гудит… Но это не очень меня удивило, хотя и было неожиданно. Подпрыгнул я, когда вдруг начал различать в этом гуле и шорохе отчетливый голосок:

– Здравствуй, дружок! Хочешь, я расскажу тебе сказку?

Он говорил в точности, как говорил в моем детстве радиосказочник, хотя, конечно, был совсем другим голосом. Но самое поразительное было то, что он все время был в этом шуме, все время лился, не останавливаясь. А я его не слышал! Я не позволял себе его слышать, и он не доходил до меня!


С этой книгой читают
Великий собиратель русских народных сказок Александр Афанасьев оставил грандиозное наследие. В этом сборнике представлены все самые известные афанасьевские сказки, посвященные волшебным приключениям. В зачарованном царстве живут Иван Царевич и Елена Премудрая, Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный, Марья Моревна и баба Яга – любимые герои многих поколений. Этот мир – неисчерпаемый источник вдохновения для творчества. Это классика русского фольк
Как сказочный Иван-царевич проходит инициацию в мире мертвых? Что в себе воплощает страшный Кощей Бессмертный? Почему Иванушка-дурачок на самом деле мудрец? Эта книга поможет по-новому взглянуть на знакомые с детства истории. В нее вошли сказки, собранные фольклористом А. Афанасьевым, центральное место в которых занимают архетипические мужские образы: герои и злодеи, чудесный супруг и инфантильный персонаж.Новый взгляд на Финиста, Кощея, Ивана-ца
Предлагаемая читателю книга – сборник лучших христианских сказок известного русского этнографа, фольклориста и журналиста Александра Николаевича Афанасьева, посвятившего свою жизнь изучению устного народного творчества.
Имя Александра Николаевича Афанасьева стоит в одном ряду с именами выдающихся русских ученых XIX века. Он известен как историк культуры и исследователь русской литературы, этнограф и фольклорист.Мысль о создании сборника «Народных русских сказок» возникла у него еще в 1851 году. С 1855 по 1863 год вышло восемь выпусков сказок, почти 600 текстов. Это самое большое собрание народных сказок, известное мировой науке. Более трети сказочных материалов
Рассказ этот основан на реальном опыте автора.Еще один переезд собрал в себя все самое важное и неважное одновременно. Здесь встречаются подарки, внимание, пауки, населяющие дом. Они добрые, но только не в понимании автора.Авантюра, еда в коробках. Какой переезд бывает без юмора и сложностей? Вот и рассказ получился комедийный и простой.Главное читать с интонацией, а может быть вообще вслух… решать Вам!
Дети, так же, как и взрослые, нуждаются в мудрых советах, изложенных в интересной, сказочной форме. Это небольшая сказка-притча научит детей мечтать и находить в себе силы для их воплощения.
В дебрях тайного сада притаились волшебные сказки, каждая из которых поведает свою необыкновенную историю о прекрасных волшебницах, нежных эльфах, коварных троллях, оживших цветах, необычных домах и чудесных превращениях, где любовь и доброе сердце меняют судьбу и помогают бороться с силами зла в уютном мире сказочных садов и тихих городков.
Кто не знает сказок известного издателя русских народных сказок А.Н.Афанасьева? На них выросло не одно поколение. На первый взгляд, в них нет ничего особенного: сюжеты о богатырях, зверях, бабе-яге… Мы так привыкли к ним, что редко стараемся заглянуть в глубину.Это сделал современный сказочник Александр Александрович Шевцов. Будучи профессиональным психологом, он вслед за известным исследователем сказок Владимиром Яковлевичем Проппом постарался з
Невероятной силы взрыв стер с лица земли один из павильонов ВДНХ, в котором тридцать молодых людей – в основном, простых московских студентов – собрались на закрытую вечеринку. По всем признакам случившееся – террористический акт, однако, ряд обстоятельств заставляет следствие усомниться в этом, на первый взгляд очевидном, выводе. А тут еще аналогичные новости из Китая, Европы и обеих Америк запутывают все окончательно.А может быть, наоборот, все
Продолжение романа «Неправильное число».Можно улететь с Земли через полгалактики, но при этом родная планета все равно никуда от тебя не денется. Копившиеся веками предрассудки и стереотипы, страхи и надежды, горечь потерь и торжество побед – все это захочет переселиться вместе с тобой в новый мир и перекроить его по старым лекалам.Оказывается, мало пережить конец света. Нужно еще оказаться достойным нового начала.Впереди долгий и трудный путь, н
Парочка эпатажных детективов-напарников. Их капитан – ветеран чужой войны. Слепая художница, рисующая мыслью. Шакал с собачьей верностью. Танцовщица в подпольном кабаре. И пятнадцатилетняя оперная дива.Что их связывает?Общая тайна. Общая мечта. Общая война.Они – Призрачные Тени, у каждого из них своя точка зрения…
У дизайнеров сложная и интересная работа. С одной стороны она творческая, а с другой – детерминированная и конкретная. Дизайнер может работать на фрилансе и воспринимать каждого клиента начальником, а может работать в офисе и быть абсолютно свободным. Кажется, что успех в дизайне зависит только от инструментов и конкретных навыков, а на практике оказывается, что убеждения и установки в голове влияют не меньше, а иногда и больше.Эта книга состоит