Илана Чубарова - Одна простая советская семья. Пьеса для женщин

Одна простая советская семья. Пьеса для женщин
Название: Одна простая советская семья. Пьеса для женщин
Автор:
Жанры: Современная русская литература | Пьесы и драматургия
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Одна простая советская семья. Пьеса для женщин"

Семь женских ролей. Мужчины все «за кадром».Время первого действия – начало 70-х; последнего – конец 90-х. Через судьбы женщин одной семьи просвечивает фантастический путь страны, за тридцать лет изменившей все, кроме Любви. «Человек предполагает, а Бог располагает». Впрочем, режиссерское решение может доказать противоположное. У простой советской женщины еврейские корни и пять дочерей. Что для каждой из женщин принадлежность к еврейской национальности? Как это скажется на их судьбах?

Бесплатно читать онлайн Одна простая советская семья. Пьеса для женщин


© Илана (Алёна) Чубарова, 2022


ISBN 978-5-0055-9682-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

От автора

Когда я пишу пьесу, я будто ставлю спектакль для тех актеров, которые сейчас у меня есть и хотят играть. Во многих театрах актрис женщин гораздо больше, чем актеров мужчин, и я часто слышу жалобы на недостаток интересных женских ролей. Поэтому эта пьеса для женского состава.

Я точно знаю, что главное в пьесе не слова, а действия и характеры. Когда понимаешь, что происходит и с кем это происходит, слова появляются сами.

Очень люблю писать пьесы-сказки, где нет привязки к месту и времени, и ничего не сдерживает полет фантазии.

Но эта пьеса – исключение. Время и место тут определяют почти все.

Илана (Алена) Чубарова

ОДНА ПРОСТАЯ СОВЕТСКАЯ СЕМЬЯ

Хроника одной семьи конца прошлого века

Действующие лица:


Цейтлина Анна Ароновна, в тексте Мать

Ее дети в порядке старшинства:

Раиса

Мария

Тамара

Элла

Софья

Женщина с письмами

Голоса внучек

Голос Леши

Голос Бори

Старушечьи голоса

Люди «за кадром»:

Виктор

Леночка

Аркадий Михайлович


В первом действии матери – лет 40—45. Рае – 22, Маше – 20, Тамаре – 18, Элле – 17, Соне – 14. Время действия – начало семидесятых ХХ века. Между действиями проходит примерно по пять лет. Действие последней сцены – в конце девяностых.

ДЕЙСТВИЕ 1

Вечер. Две девушки плачут на скамейке у подъезда.


ЭЛЛА. Раечка! Ну, я же не виновата. Ну, сестренка… Если бы мы были двойняшками, то ты могла бы вместо меня учиться…

РАЯ (сквозь слезы). Я шесть лет подряд поступаю… Шесть лет… А ты с первого раза. И совсем не готовилась…

ЭЛЛА. Ну, хочешь, я заберу документы, и мы на следующий год опять пойдем вместе. Да мне вообще все равно, в какой институт…

РАЯ (не слушая сестру, в истерике). Неужели я такая бездарная?

ЭЛЛА. Ты?! Рая, да ты самая талантливая! Эти экзаменаторы – дураки, идиоты, слепцы… Ты же великая актриса уже сейчас, тебе даже учиться не надо! Вторая Раневская…

РАЯ. Я со школы мечтала, с первого класса…

ЭЛЛА. С детского сада. Да! С ясельной группы! Я помню…

РАЯ. Да ничего ты не помнишь, ты тогда еще не родилась!

ЭЛЛА. Рай, пойдем домой, там мама волнуется.

РАЯ (обреченно). Ты иди. Я здесь останусь.

ЭЛЛА. Ну, давай только зайдем на минутку, маме покажемся, возьмем по бутерброду и обратно…

РАЯ. Ты еще можешь говорить о бутербродах?.. Я умереть хочу, понимаешь, умереть… А ты – о бутербродах… Иди, кушай масло с хлебом, играй на сцене… (Снова рыдает.) Вместо… Вместо… Вместо меня…

ЭЛЛА. Рая!

РАЯ. И в кино, и в театре, и все-все-все, о чем я мечтала… Все ты! А я… А я… Поеду на север, на какую-нибудь комсомольскую стройку, и замерзну там, в тундре.

ЭЛЛА. Райка! Ну не плачь. Я завтра же, слышишь, завтра же заберу документы! Завтра утром. И мы вместе поедем в тундру и вместе там замерзнем…

РАЯ. Нет, я одна поеду в тундру!


Из подъезда выбегает Тамара; чуть не пробежав мимо сестер, тормозит с разбегу.


ТАМАРА. Сеструхи! Поздравляю! Я в булочную за тортом! Свершилось!!!

ЭЛЛА. Что свершилось? Томка! Ты с ума сошла…

ТАМАРА. Свершилось! Мы с вами – тетки! Витька звонил из роддома. Наша Машка родила. Вес 3 600, рост 51, девочка…

ЭЛЛА. Так ей же еще рано…

ТАМАРА. А она у нас ударница, пятилетку досрочно… Я за тортом! (Тамара убегает. Элла затаскивает заплаканную Раю домой.)


Комната Цейтлиных. Анна Ароновна спешно накрывает на стол. Ей помогает Соня. Бутерброды. Полбутылки вина. Вбегают Элла и Рая.


ЭЛЛА (подбегает, целует мать). Мама! Ты стала бабушкой!

МАТЬ (и рада, и расстроена). Так хотела мальчика… Сыновей Бог не дал, так хоть думала, внук будет. И опять – девка…

СОНЯ. Я лично не понимаю, что в этих мальчишках хорошего… И вообще, женщина – существо высшего порядка, в то время как мужчина – цивилизованное животное, и это в лучшем случае.

ЭЛЛА (прыскает от смеха). Где ты это вычитала?

МАТЬ. Кто в артистки, кто в феминистки…

СОНЯ. Да! Я записалась в кружок юных феминисток…

ЭЛЛА. Что-что?

СОНЯ. При клубе имени 8 Марта.

МАТЬ. А по физике двойка.

ЭЛЛА. Мам, ты что, правда так сильно расстроилась, что у Маши девочка?..


Мать тихо плачет. Достает таблетку под язык.


ЭЛЛА. Мамочка! Ну что ты, мама… Мы с Райкой тебе сыновей нарожаем… Правда, Рай? (Рая горько усмехается. Мать плачет громче.) Мам, ты что? Ну, хочешь, я прямо завтра забеременею, чтобы тебе внука быстрее…

МАТЬ. Да я, может, от радости, пусть девочка, даже хорошо, что девочка. Если бы мальчик… Витя сказал, что никакого обрезания, только через его труп. Он без пяти минут член партии, и религиозное мрако… мракобесие противоречит его идейным убеждениям.

ЭЛЛА. А-а. Ну если от радости, тогда плач.

СОНЯ. У этого Вити по научному атеизму пятерка, а все контрольные по их сопромату Машка за двоих писала! А ему, видите ли, некогда, весь в общественной работе!


Вбегает Тамара с тортом, Мать вытирает слезы, немного успокаивается. Постепенно усаживаются за стол.


ТАМАРА. Твой любимый, мам, «Наполеон»… А интересно, как они назовут нашу племяшку? Столько имен красивых по дороге придумала: Жозефина, Беатриче, Гертруда, Эсмеральда…

РАЯ. А мне очень нравится Ирина. Как Роднина… Вырастет – фигуристкой будет.

ЭЛЛА. Лучше Наташа. Как у Толстого.

МАТЬ. А я бы хотела Эстер, в честь прабабушки.

СОНЯ. Эстер… Красивое имя, французское.

МАТЬ. Ну, не то чтобы французское… Раечка, а ты что молчишь? Иди к столу.

РАЯ (совершенно убитым голосом). А я тебя сейчас очень обрадую.

МАТЬ. Как-то ты грустно говоришь о радости.

РАЯ Ты ведь не хотела, чтобы я стала актрисой, да?

МАТЬ. Ну да, мне кажется, что это не самая лучшая профессия. Но это только мое мнение, и я его не навязывала…

РАЯ. А я мечтала о театре с детства. И шесть лет упорно поступала в театральный. За это время могла бы уже закончить какой-нибудь другой… А я была верна своей мечте…

СОНЯ (восхищенно). Как ты красиво говоришь, Райка, будто по книжке читаешь.

ЭЛЛА. Тихо, ты.

РАЯ. Сегодня со мной произошло очень серьезное событие. В тот самый момент, когда я твердо решила умереть…

МАТЬ. Что ты такое говоришь!

РАЯ. Именно в тот самый момент Тамара сообщила, что у нас родилась племянница. Не знаю… Наверное, если бы Тамара выбежала из подъезда чуть раньше или чуть позже, может быть, ничего бы и не случилось… Но именно в тот момент… Я поняла, что умру не я, а только моя детская мечта. Я и не думала, что хоронить мечту… так больно.

ТАМАРА. Ну, Раиса, такой монолог!!! А я-то, я какая молодец, что вовремя выбежала.

ЭЛЛА. Заткнись, Томка! Рай, я завтра же заберу документы. Ты меня прости, я завтра же… Мне ведь совсем не нужно…


Телефонный звонок.


МАТЬ. Алло, кто это? Ты?.. Да, спасибо. А как ты узнал?.. Спасибо. Нет, я сейчас не могу. Мы с девочками отмечаем как раз это событие. (Сестры переглядываются.)


С этой книгой читают
Баба-яга – классический персонаж многих сказок, но, если копнуть чуть глубже, не все так просто и однозначно. А что случится, если она вдруг влюбится? А если она на самом деле последняя на земле амазонка? Пьеса «Секрет Снегурочки» почти классический вариант новогоднего представления. А вот две другие пьесы в этой книге дают нам совсем не традиционный образ персонажа под именем «Баба-яга». По QR-кодам в книге можно прослушать радиоспектакли, созда
Любите ли вы детективы? А романы о любви? А юмористические новеллы? Если вам кажется, что эти жанры несовместимы, прочтите эту книгу!От любви до ненависти и обратно! Кто же преступник, а кто жертва? Виновен ли виноватый? Как обычный офис может превратиться в кабинет следователя! А сайт знакомств в место встреч совсем не с тем и не с той…Если вы ищете пьесу для бенефиса, в каждом из трех детективов этого сборника, есть такая роль!
Новый Год всегда приходит вдруг, ждёшь его или нет…А в любом театре ёлки – это Ёлки! Даже так – ЁЛКИ!!!Пьесы в этом сборнике помогут вам подготовиться к горячей зимней поре.
Четыре пьесы, вошедшие в новый сборник, дают простор для режиссерской фантазии и возможности для актёрской игры. И могут порадовать маленьких и больших зрителей!
Роман «Антипостмодерн…» – это злая и насмешливая книга, направленная на оскорбление современных течений в литературе, современного коммерческого искусства. Автор показывает, что за стремлением к новизне подчас скрывается комплекс неполноценности. Главный герой романа Артём Соловьёв мечтает когда-нибудь стать писателем. Правда, он никак не может определиться с тем, какого рода книги ему писать. Его взгляды на литературу постоянно меняются, причём
Для Любови Боровиковой, автора книги «День рождения», нет безусловной границы между поэзией и прозой. Ей привычно и в том, и в другом пространстве. Своеобразие данной книги – в простоте, с которой автор пересекает жанровые границы. Но простота эта не легковесна, она подчиняется трудно доставшейся мысли.
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Роман о становлении личности главного героя затрагивает сложную политическую и экономическую обстановку России начала 90-х годов XX-го века. Эта эпоха отмечена переходом страны от социализма к капитализму и через сюжет романа предстает перед читателем галереей образов и ситуаций. В романе подробно описываются реалии кооперативного движения, непростые отношения несостоявшегося ученого с партнерами, женщинами и властью. Это роман о тех, кто нашел с
Эпоха Мрачных Перемен! Время господства природных стихий, ужасных монстров и смертельных болезней. Кто виноват в случившемся? Именно этот нелегкий вопрос предстоит решить Красному – воину, забывшему о своем прошлом, а также королю Фросту – жестокому сыну императора. Кто из них найдет разгадку? Как их решения повлияют на дальнейшую судьбу человечества? И, наконец, кто из них доживет до конца?
Если избежать западни, в которую нас толкает старый миф о количестве калорий, то нам никогда не придется беспокоиться о весе. Жир откладывается не оттого, что мы много едим. Накопление жировой ткани провоцируется той пищей, от которой в кровь попадает больше глюкозы. Несмотря на обильную пищу, мы внутренне голодаем, потому что инсулин не может направить получаемую энергию никуда, кроме жировых клеток.Научный подход, описанный в этой книге, состои
Это очень профессиональная проза. С наблюдательностью, с точным воспроизведением речи, с мастерским выстраиванием диалогов, с благородным лаконизмом языка, с сильными сквозными образами, с «боковой подачей» темы (когда самое главное происходит не на первом плане, а где-то сзади – как в фильмах Алексея Германа). Профессионализм стал довольно редким явлением в современной литературе – так что от души радуешься самому факту наличия профессионализма.
Александр Карасёв родился в 1971 году в Краснодаре. Окончил истфак и юрфак КубГУ. В звании лейтенанта командовал взводом внутренних войск на чеченской войне. Известность писателю принесла книга «Чеченские рассказы», ставшая открытием года Бунинской премии (2008).Эта книга о том, как вживается, втягивается в войну нормальный человек, как война становится его жизнью, становится очень быстро и незаметно для него самого. Книга содержит нецензурную бр