Марк Казарновский - Они и мы

Они и мы
Название: Они и мы
Автор:
Жанр: Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2022
О чем книга "Они и мы"

В новой книге Марка Казарновского «Они и мы» речь идет о существах, живущих параллельно с человеком и не всегда находящих с ним общий язык, хотя проблемы и у людей, и у «братьев наших меньших» одни и те же. Верность, любовь, горечь потерь, предательство. Несмотря на фантастичность некоторых рассказов, перед нами жизнь во всей непредсказуемости. Помимо философских притч о животном мире, в книгу также вошли воспоминания автора о любимой собаке, представленные в виде дневника Джима, пса «неведомой породы», найденного в возрасте одного месяца и ставшего полноправным членом семьи.

Бесплатно читать онлайн Они и мы


© Казарновский М.Я., 2022

© Издательство «У Никитских ворот», 2022

* * *
В ночи, в сырых провалах мрака,
О чем-то вспомнила собака,
И ей вдали отозвалась
Другая и еще другая —
Как будто, землю обегая,
Сварливая возникла связь.
Над сбивчивым шуршаньем трав,
Через Варшаву и Монако,
Понес кудлатый телеграф
Все, что поведала собака.
Наутро сны мои прогнал
Из дальней дали шум барбоса,
И я подумал, что сигнал
Уже вокруг земли обнесся…
У всей ли в мире собачни
Один язык? Какой он группы?
О чем беседуют в ночи
Четвероногие тулупы?
Как отражается прогресс
На их сметливости и росте?
Влияет ли растущий стресс
На качество собачьей злости?
И что им впредь перепадет
От гигиены и науки?
Наслышан ли собачий род,
Что мы их предаем, как суки?
Когда бы нам у них занять
Уменье без малейшей лести
Быть верными и охранять
Не за похлебку, а по чести,
Искать друзей за сотню верст,
В огонь за них бросаться с лету
И замерзать, где друг замерз,
Пусть в том и смысла ни на йоту.
Павел Грушко
Пушкино, 1973 г.

Вместо предисловия

Всем хорошо известно, что живем мы в мире растений и животных. Животных разных. Начиная от бактерий и прочей заразы типа Ковида или Омикрона, или что там нас еще ожидает. Эти «заразы» нас любят и стремятся проникнуть в наш, так нами любимый, организм, чтобы уж пожить там с большим удовольствием. С чем мы категорически не согласны.

Но есть живые существа, которые давно с нами сосуществуют. Мы ведем с ними борьбу. Но, я бы сказал, достаточно вялую.

Ну, хлопнешь по шее или руке – убьешь комара. Или схватишь тапок – ввечеру за тараканом. Если догонишь, конечно. А уж о мышках или разных паучках и говорить нечего. Особенно на дачах, где щелей, норок, закоулков и прочих укромных мест хоть отбавляй. Вот эти разные существа и живут припеваючи, Лишь бы дача не сгорела да хозяйка бы оказалась не такой уж фанаткой чистоты и порядка, не брызгала везде всякой гадостью. Да и хозяин чтобы был чистоплотен, но не до занудства. Ест бутерброд, а крошки по полу так и рассыпаются. Все довольны, если жена не видит этакого безобразия. Но, ура, не замечает. У нее тоже свои удовольствия. С утра кофеёк. А он на даче в любой сезон. Так что хозяйка особенно за сожителями не наблюдает. К всеобщему благу, счастью и благоденствию.

Сразу следует отметить, что ситуация с мухой-цокотухой и паучком повторяется в некоторых рассказах. Мы готовы принять замечания читателя, но эта распущенная муха так впечатлила паучков и иных малых жителей земли нашей, что они без устали об этом рассказывают. Мы же только повторяем.

Что касается обитателей «домашних зверинцев», они заслуживают особого внимания и разговора.

Держать дома животное, пожалуй, любое – хоть хомяк, хоть питон, хоть гепард, – дело не только хлопотливое. Не только ответственное.

Когда у нас рождается ребенок, это – радость. Но ты знаешь, что время плача, бессонных ночей, в основном жены, иных детских проблем типа коклюша, ветрянки и ангины – пройдет. А ребенок будет расти, меняться, радовать родителей и близких и огорчать их же.

И все нам в радость. Но с определенного возраста твое влияние уменьшается, постепенно с возрастанием «металлика», айфона, футбола и тому подобное. Дети входят в разные возрасты, и вот ты уже – не нужен. Вон оно как.

Совершенно иная ситуация с животными, которых «мы приручили». Мы им нужны всегда. Уж не говоря о том, что они всегда нами любимы. И преданы нам, иногда вопреки.

Поэтому потеря живущего с нами существа вызывает зачастую боль неимоверную. Которую хозяин и близкие ощущают многие годы.


Первую собаку я нашел в подъезде щенком. Просто увидел, как на ступеньку карабкается рыжий комочек. Влезть ему трудно, но он сопит и упорно продолжает свои попытки.

Вот так он оказался у меня. С рыжей шерстью. Отлично стоящими ушами. Молчалива, но голос на чужого подает немедленно.

Меня она уважала и Хозяйку дома любила. И конечно, старела. Вместе с нами, но чуть быстрее. В ту пору ветеринарная помощь была налажена не шибко. Так вот моя Рыжка болела, поправлялась, вновь болела. Жили мы все вместе. Дочь, жена, собака Рыжка и кот Масик.

Жили, конечно, по-разному, но в общем дружно. Можно сказать, даже счастливо. На самом деле – это и было, вероятно, счастье. Когда ты знаешь, что после работы идешь бродить по переулкам. С Рыжей, которая многое рассказывает. От удовольствия общения с нею я даже начал писать стихи. Конечно, неумелые. Но Рыжка говорила, что ей нравятся.

И мы с ней уже знали: я пришел с работы, не раздеваясь, коротко говорю: «Гулять». Рыжка начинает сопеть, тихонько гавкать и тянет, тянет поводок. Спускаемся во двор, лифта избегая. Там всегда кто-то писает, и Рыжка категорически лифтовой кабины не любит.

Ах, как я жду момента этого,
Вам не поверить, не понять.
Вот Марка вижу я одетого
И слышу звонкое «гулять».
И снова я по переулочкам,
А на снегу – мильен следов:
Здесь доберман, а здесь – мой суженый
Без поводка, как без оков.
Лохматый он, и морда с проседью,
И нет породы, нет двора.
Но как прекрасен, когда осенью
Идет любовная пора.
Тогда уж точно, я уверена,
Ни доберман, ни тойтерьер
Ко мне не подойдут – проверено!
Он рядом, здесь. Он – как барьер!
И я считаю, вы не вправе,
Держа на стойке с водкой шкалик,
Его толкнуть иль в шумном гаме
Его окликнуть просто: «Шарик!»

Вообще, Рыжка была хоть и дворового происхождения, но умна и характер имела.

Доставляла же нам не только радости. Особенно когда начиналась течка, радости было уже очень мало. Псы в округе дома, а жил я тогда на Аминьевском шоссе (там белые люди не живут), с ума сходили все разом. Я выводил Рыжку на коротком поводке, и в руках обязательно палка. Что псам, которые требовали взаимности, ничуть не мешало немедленно Рыжку мою любимую оплодотворить. Что иногда и удавалось. При этом собаки, убегая, кричали мне вслед: «На себя лучше погляди, прежде чем других колотить палкой».

Но ругань руганью, а любовь любовью. Могу признаться – я просто ее любил.

Ты своенравна, горделива,
Порой нежна, порой строптива.
Бываешь иногда ревнива,
И часто зимнею порой
Ты бредишь нежною весной.
Ах, рыжая моя подруга,
Как мне приятно после дня,
В часы вечернего досуга
Пройтись с тобою вдоль плетня.
Как ты резва и шаловлива.
Как ты внимательно глядишь
На куст, на столбик, на заборы,
Где твои давние друзья
Тебе приветы шлют, узоры,
Без лжи, без фальши, без вранья.
И я с тобой, мой пес лохматый,
Моя печаль, моя любовь,
Отбросив суету мирскую,
Перерождаюсь вновь и вновь.

Ушла из жизни Рыжая, прожив 16 лет. Прошли годы, а забыть – не удается.

Стареет собака,
Стареет собака.
Слезятся, не видят глаза.
И часто бывает,
Уже не гуляет,
А просто бредет в никуда.
Стареет собака,
Стареет собака.
Не слышит. И кость не грызет

С этой книгой читают
Новая книга Марка Казарновского «Кривоколенный переулок, или Моя счастливая юность» является продолжением его повести «Мое счастливое детство». Автор рассказывает о периоде взросления героя, его взаимоотношениях с ранее незнакомым ему миром людей нелегкой судьбы, прошедших войну и оказавших большое влияние на формирование его характера. Общение с ними подготовило героя книги к вступлению в реальную жизнь.
Благодаря талантливому и опытному изображению пейзажей хочется остаться с ними как можно дольше! Смысл книги — раскрыть смысл происходящего вокруг нас; это поможет автору глубже погрузиться во все вопросы над которыми стоит задуматься... Загадка лежит на поверхности, а вот ключ к развязке ускользает с появлением все новых и новых деталей. Благодаря динамичному сюжету книга держит читателя в напряжении от начала до конца: читать интересно уже посл
Более двадцати лет Марк Яковлевич Казарновский живет во Франции, но почти во всех своих произведениях вспоминает любимую Старую Басманную – московскую улицу, где родился и вырос. И в новой книге Марка Казарновского читатель найдет ностальгические нотки, воспоминания о школьных товарищах, первой влюбленности, экскурс в историю Басманных переулков, а также описание красот Алтая, очарования парижских кофеен. И воспоминания о годах юности, когда все
Эта книга про городок, олицетворяющий мир провинции огромной страны, где всё просто и знакомо. Герои книги стремятся жить по законам совести, доброты, любви и верности даже в суровые годы войны и репрессий.Автор благодарит семью Минович-Орловых за предоставление материалов и фотографий из семейного архива.
«Писатель Строганов проник в „тонкие миры“. Где он там бродит, я не знаю. Но сюда к нам он выносит небывалые сумеречные цветы, на которые можно глядеть и глядеть, не отрываясь. Этот писатель навсегда в русской литературе». Нина Садур.
Рассказ женщины, которая отправилась в горы в поисках отдыха и развлечений, а нашла путь к понимаю себя. История преодоления и освобождения, открытия женской сущности и познания женской природы.
Эта книга – собрание совершенно разных текстов. Я намеренно не ставил себе целью создать какой-то один «правильный» сюжет, соблюсти единую концепцию текста и т.п. Я всегда считал такие вещи лишними; да и не для такого формата они, по крайней мере, какой предлагаю я. Однако, закончив книгу, я убедился, что все-таки сюжетная линия мною тактически соблюдается, буквально лезет наружу, помимо моей воли. Значит так должно быть. Если вы вдруг внимательн
«Мы смотрели на желтое море и ждали, когда принесут еду. Ресторан располагался на террасе над пляжем. Город, выстроенный русскими колонизаторами, громоздился выше, изо всех сил делая вид, будто не замечает, что стоит у моря. Пляж, втиснутый между рестораном и портом, оказался невелик, остальная прибрежная полоса была пустынной, и только груды мусора украшали ее. Город отворачивался от желтых волн, устремляясь в горы. Давным-давно русские завоеват
Повесть «Записки военного врача» является художественным произведением, основанным на мемуарах выпускника Казанского Императорского университета, ветерана двух мировых войн, а также отчасти гражданской войны в России. Это повесть о любви к женщине и о любви к своей Родине. О чести и благородстве. О храбрости и беззаветной преданности данной однажды клятве. О тяжелейших испытаниях, выпавших на долю русской интеллигенции в начале двадцатого века.
Странный город, странные жители. Все доброжелательны и богаты, все готовы признать за своего человека, пришедшего ниоткуда и совершенно ничего о себе не помнящего. Только визитка со странным же именем и указанием на то, что пришелец является доктором… Однако, день за днём таинственный мистер Рок встречается с людьми и обстоятельствами, которые заставляют его думать, что в городе он появился не случайно.
Елена разорвала все связи с семьёй своей трагически погибшей сестры, но, похоже, вдовец не справляется со своими обязанностями, и она приезжает обратно, чтобы помочь. Но с её приездом начинают происходить странные вещи.
В этой книге – моя история. Все поражения, провалы и ошибки на пути к федеральной сети языковых студий. Это не свод правил и инструкция, но пример того, что все возможно. Можно построить свою успешную языковую школу и стать франчайзером из человека, которого не берут ни в один муниципальный сад учителем английского. Можно построить бизнес, который приносит доход, не имея вначале представления с чего начать, и все делать самой. Можно собрать эффек