Дэни Родрик - Откровенный разговор о торговле. Идеи для разумной мировой экономики

Откровенный разговор о торговле. Идеи для разумной мировой экономики
Название: Откровенный разговор о торговле. Идеи для разумной мировой экономики
Автор:
Жанры: Мировая экономика | Отраслевые издания | Зарубежная деловая литература | Зарубежная образовательная литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: Не установлен
О чем книга "Откровенный разговор о торговле. Идеи для разумной мировой экономики"

Не так давно казалось, что национальное государство пребывает на смертном одре, сделавшись ненужным под действием сил глобализации и технологии. Ныне оно с новой силой возвращается, подталкиваемое широкой общественной поддержкой популистов по всему миру. В своей книге «Откровенный разговор о торговле» Дэни Родрик, давний критик экономической глобализации в ее чрезмерных проявлениях, выходит за рамки популистской негативной реакции. Он предлагает более продуманное объяснение того, почему одержимость наших элит и технократов гиперглобализацией мешает народам решать в своих странах законные социально-экономические задачи – добиваться экономического процветания, финансовой стабильности и равенства возможностей.

Умело маневрируя в противоречиях между глобализацией, национальным суверенитетом и демократией, «Откровенный разговор о торговле» представляет читателю бесценные размышления о сегодняшней мировой экономике и связанных с ней проблемных ситуациях, а также схематичное видение будущего в тот решающий момент, когда мы в этом видении более всего нуждаемся.

В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Бесплатно читать онлайн Откровенный разговор о торговле. Идеи для разумной мировой экономики


Посвящаю моим детям, которые ежедневно поддерживают мою веру в то, что мир станет лучше


Предисловие

НЕСУТ ЛИ экономисты ответственность за шокирующую победу Дональда Трампа на выборах американского президента? Экономисты могут только желать иметь способность определять исход выборов. Но пусть даже они не могли вызвать (или предотвратить) избрание Трампа, одна вещь несомненна: экономисты оказали бы большее – и куда более позитивное – воздействие на общественное обсуждение, если бы плотнее занялись преподаванием своим ученикам, а не примкнули к застрельщикам глобализации.

Почти двадцать лет назад, когда выходила моя книга «Не слишком ли далеко зашла глобализация?», я подошел к одному известному экономисту и спросил, не даст ли он одобрительный отзыв для обложки. В книге я заявлял, что при отсутствии более согласованной реакции государства чрезмерная глобализация углубит общественные разногласия, усугубит проблемы распределения и подорвет внутригосударственные общественные договоренности. Эти доводы с той поры стали общепринятыми.

Экономист отказал. Хотя фактически у него не вызвал возражений представленный анализ, он беспокоился, что моя книга обеспечит «боеприпасами дикарей». Протекционисты ухватятся за доводы, касающиеся минусов глобализации, для прикрытия своего узкого, эгоистичного круга интересов.

Вот реакция, которую я все еще получаю от коллег-экономистов. После доклада один из них нерешительно поднимает руку и спрашивает: «Не беспокоит ли вас злоупотребление вашими доводами? Не боитесь, что они будут на руку демагогам и популистам, которых вы критикуете?»

Всегда есть риск того, что наши доводы в общественной дискуссии похитят те, с кем мы не согласны. Но я никогда не понимал, почему многие экономисты считают, что нам следует делать перекос нашей аргументации насчет торговли в одном конкретном направлении. Видимо, неявно подразумевается, что дикари присутствуют лишь на одной стороне дискуссии о торговле. Как будто те, кто жалуется на Всемирную торговую организацию или торговые соглашения,– ужасные протекционисты, а те, кто выступает «за»,– всегда на стороне ангелов.

По правде сказать, многие энтузиасты торговли не в меньшей мере руководствуются своими узкими, эгоистичными интересами. Фармацевтические компании добиваются ужесточения правил патентной защиты, банки – беспрепятственного доступа на зарубежные рынки, а мультинациональные компании – специальных арбитражный судов (special arbitration tribunals). Все они уважают общественный интерес не более, чем протекционисты. Поэтому экономисты, когда затушевывают свои доводы, по сути, предпочитают один ряд своекорыстных соперников («дикарей») другому.

В течение долгого времени экономисты придерживаются неписаного правила: выступая перед широкой публикой, бороться за торговлю и не слишком распространяться о «строчках мелкого текста» [важных, но неприметных подробностях. – Пер.]. Стандартные модели международной торговли, с которыми экономисты работают, обычно приносят ярко выраженные распределительные последствия. Снижение доходов определенных групп производителей или работников – вот обратная сторона «выгод от торговли». При этом экономисты давно знают, что «провалы рынка», включающие плохое функционирование рынков труда, несовершенство кредитного рынка, экстерналии (вследствие распространения и накопления знаний или же загрязнения природной среды) и монополии, способны помешать получению упомянутых выгод.

Они также знают, что экономические выгоды торговых соглашений, которые, переступая границы, меняют внутригосударственные регулирующие положения (как и в случаях ужесточения правил патентной защиты или гармонизации норм охраны труда), являются принципиально неоднозначными.

Тем не менее экономисты, можно не сомневаться, попугайски твердят о чудесах сравнительного преимущества и свободной торговли всякий раз, когда речь заходит о торговых соглашениях. Они последовательно свели к минимуму распределительные соображения, хотя ныне ясно, что распределительные последствия, скажем, Североамериканского соглашения о свободной торговле или вступления Китая во Всемирную торговую организацию, оказались значительными для тех американских сообществ, которые пострадали самым непосредственным образом. Они завысили величину совокупных выгод от торговых договоренностей, хотя такие выгоды были относительно малы, по крайней мере с 1990‐х гг. Они поддержали пропаганду, изображающую сегодняшние торговые договоренности как «соглашения о свободе торговли». Хотя Адам Смит и Давид Рикардо перевернулись бы в своих гробах, если бы ознакомились с конкретными положениями, скажем, Транс-тихоокеанского партнерства, касающимися правил защиты интеллектуальной собственности или инвестиционного регулирования.

Это нежелание быть честным касательно торговли стоило экономистам доверия общественности. Что еще хуже, оно «вскормило» трактовку событий их оппонентов. Неспособность экономистов дать полную картину по вопросу торговли, включающую все необходимые разграничения и оговорки, позволила с большей легкостью обвинять торговлю, зачастую напрасно, во всякого рода дурных последствиях.

Например, какой бы вклад ни внесла торговля в рост неравенства, она лишь один из факторов, формирующих соответствующую общую тенденцию. И, по всей вероятности, менее значимый фактор по сравнению с технологией. Будь экономисты откровеннее насчет изнанки торговли, им бы, возможно, больше доверяли как честным посредникам в данной дискуссии.

Аналогично, мы могли бы добиться более компетентного общественного обсуждения «социального демпинга»1, если бы экономисты были готовы признать, что импорт из тех стран, где трудовые права не защищены, ставит серьезные вопросы относительно справедливого распределения благ (distributive justice). Тогда, допустим, можно было бы разграничить случаи, когда низкие зарплаты в бедных странах отражают низкую производительность, и случаи подлинного нарушения [трудовых] прав. При этом основной объем торговли, который не вызывает таких вопросов, возможно, был бы лучше защищен от обвинений в «несправедливой торговле».

Подобным образом, если бы экономисты прислушались к своим критикам, которые предупреждали о валютной манипуляции2, торговых дисбалансах и потере рабочих мест, а не держались за модели, в которых не рассматриваются безработица и другие макроэкономические проблемы, им, возможно, было бы легче парировать преувеличенные заявления насчет неблагоприятного воздействия торговых договоренностей на занятость.

Короче говоря, если бы экономисты обнародовали оговорки, неясности и сомнения из своей семинарской аудитории, они, не исключено, стали бы более достойными защитниками мировой экономики. К сожалению, их рвение к защите торговли от ее врагов к добру не привело. Если послушать демагогов, которые делают бессмысленные заявления насчет торговли и на самом деле получают власть,– именно поклонники торговли из научных кругов заслуживают порицания (хотя бы отчасти).


С этой книгой читают
Этот текст – сокращенная версия книги Стива Форбс и Элизабет Эймс «Деньги. Как упадок доллара угрожает мировой экономике – и что можно с этим поделать». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.О книгеВ 1971 году президент Никсон отменил золотой стандарт. С тех пор доллар и привязанные к нему национальные валюты зависят от Федеральной резервной системы и центральных банков других стран. За четыре прошедших десятилетия покупательная способн
На мой взгляд, одна из самых важных и обсуждаемых тем в мире. После «узаконивания» Ямайской валютной системы США и некоторые «развитые» страны оказались в заранее выгодном положении. БАНКИ ДРУГИХ СТРАН держат свои золотовалютные резервы в долларах и евро, тем самым обеспечивая процветание американцев, европейцев и японцев.В книге я привожу расчет стоимости национальных валют в зависимости от совокупности факторов: географических, экономических, д
Коронавирус SARS-CoV-2, вызвавший пандемию пневмонии COVID-19, стал настоящим испытанием для всех стран мира. Информации о нем было крайне недостаточно. В данной книге собраны все сведения о семействе коронавирусов, в том числе о SARS-CoV-2 и его мутациях, подробно описаны этапы заражения, течения болезни, схемы медикаментозного лечения, диета, даны рекомендации по устранению постковидных синдромов и обработке помещения. Также в книге рассмотрены
Уважаемый читатель! Эта книга является рассказом о том, как на самом деле в любом государстве устроена экономика, и как она реально работает, и её содержимое является тем самым средством, с помощью которого неизбежно будет уничтожен сегодня существующий капиталистический строй, и будет построена совершенно новая, народная экономика, в которой будут достигнуты две главных стратегических цели существования экономики: цель- производство доступного а
Только жулики объясняют то, что предназначено тебе и больше никому. Никто не может влезть в твои душу и сердце, кроме тебя самого. Ты можешь открыть их другим, но никто другой, кроме тебя самого, не откроет их тебе же.
Вот это да – случайная встреча с подругой детства оборачивается охотой за привидениями, шпионажем и головокружительными приключениями! А всё потому что Ольга в душе ещё та авантюристка, да к тому же увлечённая расследованиями. Кто же знал, чем обернётся чересчур разыгравшееся любопытство вездесущей журналисточки! Но может риск того стоит? Ведь где, кроме как в засаде, можно познакомиться с мужчиной твоей мечты?..
Вера Васильевна Чаплина (1908-1994) – детская писательница-анималист. Её жизнь и творчество были тесно связаны с животным миром и Московским зоопарком. Именно она придумала и организовала в зоопарке знаменитую площадку молодняка, которая существует и по сей день. Вера Чаплина всячески заботилась о пушистых малышах, наблюдала за их повадками и особенностями характеров, а затем сочиняла о своих воспитанниках рассказы для детей.В сборник вошли одни
Вильям Васильевич Похлебкин – один из самых удивительных представителей советского времени, первый, кто научно и исторически подошел к вопросу кулинарного искусства. Его юбилей, 100-летие со дня рождения, мы отмечаем в 2023 году. В связи с такой впечатляющей датой издательство приняло решение переиздать его основные труды по кулинарии. Данная книга – первая в новой серии – совмещает две: «Моя кухня» и «Мое меню». В первой подробно рассматриваются