Замечали когда-нибудь, сколько вы разговариваете по телефону? А как долго смотрите телевизор или общаетесь в социальных сетях? К сожалению, статистика неумолима. Оказывается, многие тратят на это около 70% своей жизни. Учитывая тот факт, что практически все оставшиеся 30% они находятся во сне, ни на что другое у них времени просто не остаётся.
Информационные технологии сегодня настолько прочно связаны с нашей жизнедеятельностью, что мы уже не представляем, как можно было обходиться без них раньше. Однако, чем больше ими пользуемся, тем более зависимыми от них становимся. В постоянной гонке за последними новинками техники мы не замечаем, как безвозвратно тратим свои драгоценные годы на кучу пластика и металла. Хотя могли бы, например, посвятить их общению со своими детьми, которые, кстати, сильнее нас подвержены различным зависимостям. Если мы, взрослые, ещё в состоянии держать себя в руках и бороться со своей аддикцией, то малыши и подростки – нет. Взращённые на ниве воспитательской близорукости, они неизбежно становятся гаджетоманами, селфистами, кибераддиктами и сетеголиками, которые чувствуют себя в виртуальной жизни как рыба в воде и испытывают дискомфорт в реальной. Самое ужасное, что с каждым годом их число растёт в геометрической прогрессии, как, впрочем, и лавинообразное количество информации, которое неокрепший мозг ребёнка просто не в состоянии обработать и отделить в нём зерно от плевел. И это очень серьёзная проблема для всего общества.
Некоторые из вас, несомненно, думают, что я консерватор до мозга костей или, хуже того – рутинёр. Смею вас заверить, это далеко не так. Я ни в коем случае не против прогресса (это как минимум глупо), а за его разумное использование. Кстати, не я один. Небезызвестный всем Стив Джобс, например, не разрешает своим детям подолгу находиться у экрана компьютера, смартфона или планшета. Кому-то это может показаться странным, но большинство руководителей технологических компаний поступают подобным образом, поскольку видят опасность в чрезмерном увлечении гаджетами, видеоиграми и Интернетом. Думаю, что к тем, кто сделал огромный вклад в развитие современных IT-технологий, стоит прислушаться.
Но есть и другая, не менее острая проблема.
Люди во все времена пытались всячески автоматизировать свой быт, представляя себя в будущем своеобразными элоями1, которые не будут работать, а лишь беспечно проводить своё время. Начиная с изобретения колеса до создания промышленной автоматики, эффективно заменяющей рабочих на производстве, они мечтали о тех временах, когда за них будут вкалывать роботы. Однако, стремительное развитие нейропротезирования открыло для всего общества совершенно новые горизонты. В ближайшем будущем мы наверняка сами станем отчасти похожи на роботов: будем способны запоминать и хранить в себе огромные объёмы информации, совершать расчёты быстрее самых мощных суперкомпьютеров и мысленно общаться через единую сеть. И подобной кибернетизации наших организмов вряд ли удастся избежать. Уже сейчас появились экстремальные бодимодификаторы, стремящиеся избавиться от некоторых частей своего тела в пользу биомеханических имплантатов. Ни к чему хорошему эта новоиспечённая мода привести явно не сможет.
Именно поэтому со всей серьёзностью заявляю: грядёт поколение «оверклокеров»2, способное «разгонять» собственное мышление и представляющее собой симбиоз человека и компьютера. И современные дети – его пионеры. Страшно даже представить, во что они могут превратиться через несколько десятков лет! Ясно одно: наше представление о том, кто мы есть и где грань между человеком и бездушной машиной, может скоро кардинально измениться. Именно поэтому я абсолютно уверен, что наши дети достойны лучшей участи, чем герои моих историй. А для этого достаточно проводить досуг с ними, а не у экрана монитора. Тогда, возможно, у вашего ребёнка не возникнет желание достать во время разговора с вами смартфон и заняться фаббингом3, и уж тем более калечить себя ради того, чтобы быть похожим на своего кумира-трансформера. В общем, любите своих детей, как можно чаще общайтесь с ними на самые разные темы, и они обязательно ответят вам взаимностью.
И помните: будущее всего человечества в ваших руках!
Ученые из американской психиатрической ассоциации в 2014 году официально признали «селфизм» (т. е. постоянное желание фотографировать себя и выкладывать снимки в социальные сети, чтобы компенсировать отсутствие самоуважения) психическим расстройством. В настоящий момент лечения от этой болезни не существует.
По данным издания «The Adobo Chronicles»
«Nihil verum est licet omnia» (Ничто не истинно, всё дозволено)
Крылатое латинское выражение
«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы селфи не делало»
Русская народная пословица
Знакомьтесь, это Лера. Она – типичный тинейджер: нарисованные брови, проколотый пуп, угревая сыпь, заниженная самооценка и постоянные поиски самой себя. С переменным успехом учится в 10 классе, где имеет обидное (как она сама считает) прозвище Фиона4. От одноклассников держится обособленно. Парня нет. Закадычной подруги тоже. Любимый статус в соцсети – «всё сложно». Хотела бы жить на Манхэттене. Из еды обожает хлебцы для похудения, чипсы и макарошки. Курит ванильные сигареты. Пробовала виски, но не понравилось. Отдаёт предпочтение ликёру Бейлис. Без ума от кофе и чтения книг Паоло Коэльо. Любимое времяпрепровождение – лазить по инету, ставить лайки в социальных сетях, фотать себя на любимый смартфон, подаренный предками, постить5 и флудить6 на форумах.
Лера именно фотает, а не фотографирует, потому что к искусству получения фотоснимков её селфи не имеют никакого отношения. Лера не умеет выбирать композицию, правильное освещение и момент фотоснимка. Но её это нисколько не удручает, потому что она просто об этом не задумывается. Лера фотает себя всегда и везде. Даже в тот момент, когда я вам её описываю, Лера совершает обычный утренний ритуал – фотает себя в полный рост, в одних трусиках, и тут же выставляет фотку на свою страничку, где она зарегистрирована под ником Rainy Girl.
Лера – селфиманка. Только она сама пока об этом не догадывается. Вообще, перед фронтальной камерой своего мобильника Лера проводит примерно 7—8 часов каждый день. И это ещё не предел, так что Лере есть к чему стремиться. Она с нетерпением ждёт первого лайка, словно от этого зависит всё её дальнейшее существование. Её глаза впиваются в дисплей сотового. В это время у Леры почти всегда замедляется дыхание. Она будто гусеница, которая ждёт окукливания. Кроме шуток, на кону настроение Леры на целый день! Наконец, фотка получает первый лайк. Для Леры это сродни первому сексуальному опыту с мужчиной или первому удовлетворению от этого опыта. Не смейтесь, это и правда доставляет ей физическое удовольствие.