В зеленой стороне, между двумя маленькими журчащими речками, стоял маленький городок Ко. Жили в этом городе два друга: Чимчим и Чамчам. Вместе они росли, вместе гуляли, вместе играли, а когда выросли, решили вместе учиться в городе Ух или в городе Эх. Чтобы выяснить, в каком городе им учиться они решили разделиться и пойти посмотреть на эти города, а в письмах писать о том, что они видели. Вышли они рано утром и пошли в разные стороны. Пока каждый из них перебрался через речку, на небе набежали тучи и пошел дождь. На следующий день Чамчам читал письмо, которое ему написал Чимчим.
«Здравствуй, Чамчам, пишу тебе из славного города Эх. Город этот находиться в низине, среди холмов. Вчера был знатный дождь, потому, когда я пришел в город, вокруг было много глубоких луж, которые никуда не уходили, а стояли во всех ямках и канавах. Все жители страшно ругались на эти лужи. Громче всех кричала Сороконожка, которой приходиться покупать сразу двадцать пар резиновых сапожек. Когда дождь закончился, и все перепрыгивали через лужи, я подошел к Сороконожке и спросил:
– А почему у вас такие большие лужи?
Сороконожка посмотрела на меня, хлопнула своими длинными ресницами, пожала плечами и ответила:
– Не знаю, надо спросить Пачимуту, она у нас здесь самая умная.
Оказалось, что самая главная и важная в городе Пачимута все знает, и к ней все ходят советоваться или зовут ее, когда нужен совет. Потому жители города позвали Пачимуту. Пачимута пришла, взмахнула своим красивым пышным хвостом, с которого посыпались блестки, пригладила свою яркую блестящую шерстку, взяла в лапку пенсне, развернулась вокруг себя, опять взмахнув своим пушистым хвостом, подошла к луже, прищурилась, поднесла к глазам пенсне и замерла. Все жители вокруг так же замерли, глядя на Пачимуту. Через время Пачимута сказала:
– Угу, – и обошла лужу, став с другой стороны, и опять замерла, вглядываясь в пенсне, а потом опять сказала, – угу, – при этом тяжело вздохнув. – Так, а в чем проблема? – спросила она.
– Как же в чем? Смотрите, какая большая лужа, и она никуда не уходит! – возмутилась Сороконожка.
– Ну, не преувеличивайте, Сапогоножка, не такая уж она и большая. Можно сказать, совсем маленькая, – сказал продавец резиновых сапог, глядя на лужу.
– Я не Сапогоножка, а Сороконожка! – возмутилась дама.
– Конечно, конечно, – не стал спорить продавец сапожек.
– Так что, почему у нас в городе такие большие лужи? – спорила Утка, плавая в луже.
– Хм, – сказала Пачимута, внимательно посмотрела на плавающую в луже утку через пенсне и, наконец, ответила, – почему-то.
– А-а-а, – дружно вздохнули жители города, – почему-то, – повторили они за ней, и быстро разошлись по своим делам, а Пачимута пошла в свой дворец.
Эх, Чамчам, видел бы ты, какая Пачимута красивая!».
Окончил свое письмо Чимчим и прикрепил к нему рисунок с Пачимутой. Чамчам был очень удивлен, что в городе Эх столько луж, и что бедной Сороконожке приходиться покупать столько сапожек, потому что в городе Ух он луж совсем не увидел, хотя пока дошел до него, изрядно промок и промочил свои ноги. Но в городе Ух он совсем не увидел луж, зато прямо во время дождя встретил Зачем Зачемыча. О нем и написал Чамчам своему другу.
«Здравствуй, Чимчим. Пишу тебе из замечательного города Ух. Я добрался хорошо, правда по дороге весь промок под дождем и промочил свои ноги. Но когда я зашел в город Ух, я не увидел луж. Это было очень странно, ведь по дороге их было очень много. Зато, пока я шел по улицам, я встретил важную птицу в городе – Зачем Зачемыча. Зачем Зачемыч, как и твоя Пачимута, очень умный и знает все на свете, потому он здесь главный, и все спрашивают у него совет. У Зачем Зачемыча нет длинного пушистого хвоста с блестками, у него есть уши с бубенчиками, мохнатые лапки, зоркие глаза, и он всегда ходит в жилете с большими карманами, в которых он носит блокнот и ручку.
Когда я у него спросил, почему у них в городе нет луж в такой сильный дождь, Зачем Зачемыч ответил:
– А зачем нам лужи в городе? От луж мокнут лапки, вымазываются перышки и можно начать чихать. Нет, лужи нам ни к чему! – замотал он головой со стороны в сторону. – Видишь эти решетки? – указал он на решетки у тротуаров. Я заглянул между решеток, там бурлила и журчала вода, она быстро куда-то текла.
– Вижу, – кивнул я.
– Такие канавки у нас есть по всему городу, по ним вода и уходит вниз к реке, не оставляя луж. Должен пройти ужасно сильный дождь, чтобы вода не успевала уходить и появились лужи. Но у нас таких дождей почти не бывает.
– Понятно, – кивнул я и увидел, как Зачем Зачемыч достал блокнот из кармана и что-то в нем записал.
– Какой у вас красивый блокнот, – сказал я, – вы его всегда с собой носите?
– Я с ним не расстаюсь никогда! – взмахнул крылом Зачем Зачемыч. – Со мной всегда должны быть блокнот и хорошо заточенный карандаш.
– А зачем? – удивился я.
– Чтобы записывать проблемы. Когда я хожу по городу и вижу проблему, я ее обязательно записываю, а вечером, перелистывая блокнот, нахожу решение этих проблем и пишу план. А сейчас мне нужно бежать по делам, – откланялся Зачем Зачемыч и исчез за углом, махнув свом маленьким хвостиком.
Ух, как здесь интересно, Чимчим!».
Чимчим прочитал это письмо и очень удивился, что в городе Ух нет луж. Он даже немного позавидовал, ведь прошло уже два дня, а в некоторых местах еще оставались лужи и была грязь. Но Чимчим должен был выяснить все о городе, как он и договорился со своим другом, чтобы решить, где они будут учиться. Он вышел на улицу и все было хорошо до того момента, пока не повстречал на своем пути нюхачку.
«Здравствуй, Чамчам, пишет тебе твой друг Чимчим. Я пока цел и невредим, и еще совсем здоров. Сегодня я гулял по узким улицам города Эх. День был теплый и приятный. Я подошел понюхать красивый цветок у одного из домов, когда на меня, вдруг, выскочила нюхачка, злобно зарычала и погналась за мной. Я быстро бежал по длинной улице, не зная, куда спрятаться, пока не выбежал на площадь. На площади стоит большое дерево. Я залез на него повыше, чтобы нюхачка меня не достала. Она еще несколько минут рычала на меня, потом загребла своими задними лапами землю и пошла обратно. По пути она рявкнула на Мурку Барсиковну, которая от испуга выпустила корзину из лап.