© Николай Яковлевич Надеждин, 2024
ISBN 978-5-0064-4569-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Надеждин
«Маленькие рассказы о большом успехе»
Практически сразу после кончины папы Иоанна Павла II заговорили о его канонизации. Правда, это процесс длительный и достаточно запутанный. Сначала нужно пройти беатификацию – причисление к лику блаженных. И уж потом, с доказательствами сотворённого кандидатом чуда, можно добиваться канонизации – причисления к лику святых. Не сразу, а спустя отведённый ритуалом срок…
Оставим подробности обрядов людям религиозным, а сами задумаемся – что же это было? Что за человек жил в одно с нами время?
Сразу оговорюсь – я не католик и не верующий в принципе. Я материалист и атеист. Таким меня воспитали. Таким я и остаюсь по сегодняшний день. А потому личность папы Иоанна Павла II оцениваю с общечеловеческих, а не с религиозных позиций.
Так вот, по моему скромному мнению, это было настоящее явление. Как дар природы, как редкий талант, как удивительной красоты драгоценность.
Его обращения к верующим трогали сердца неверующих. Над его молитвами плакали люди, которые молились другим богам. Кароль Войтыла – папа Иоанн Павел II был универсальным священником, признававшим верховенство Бога, как бы его ни называли последователи других религий.
А ещё он прожил жизнь праведника. И его посты и обеты не выглядели добровольным мученичеством. Наоборот, его жизнь была на редкость полнокровной и счастливой…
Возможно, чудом является само появление этого человека среди нас. И тогда других доказательств его святости не требуется.
Это имя известно каждому человеку, где бы он ни жил и в какого бы бога ни верил. Римский папа Иоанн Павел II. Глава Римско-католической церкви. Человек, сделавший для христианской религии и мировой культуры столько, сколько не смог сделать ни один из 263-х его предшественников, исключая, разумеется, Святого Петра, первого настоятеля христианской церкви.
С его именем мы встретили XXI столетие. И он же стал одной из первых грандиозных утрат нового тысячелетия. За похоронами папы следили 2 миллиарда человек по всему миру. Около миллиарда молились за упокой его души. И 300 тысяч католиков присутствовали при траурной литургии.
Величие этого человека признают даже те, кто не верит в христианские ценности и противопоставляет себя Ватикану. Никто из предшественников Иоанна Павла II не взял на себя бремя ответственности за вину церкви перед представителями других религий и конфессий. Папа – решился. Никто из предшественников не молился в синагоге или мечети. Папа – молился. Никто из римских пап не сделал столько для экуменического движения, сколько Иоанн Павел II, стремившийся к сближению религий и единению людей.
А ещё он был великим путешественником – и как обычный человек, и как глава католической церкви. Иоанн Павел II совершил более 100 апостольских поездок, посетив около 130 стран. И только у нас в России не был… Не по своей вине. Но это отдельная история.
2. Человек и человечество
Деятельность папы сама по себе очень интересна. Во многом таинственная для православных христиан (и неверующих – автор этой книжки убеждённый атеист) должность высшего представителя самой могущественной в мире церкви и главы не менее интригующего для светского человека государства – Ватикана. Сложная иерархия, множество не всегда понятных обязанностей. Всё это привлекает внимание к личности папы. Но ещё любопытней частная жизнь Кароля Войтылы – такое имя Иоанн Павел II носил до избрания главой Римско-католической церкви.
Что было в его прошлом? Обычное детство, обычная юность. Школа и путь к богу. Поэзия и драматургия. Мучительное одиночество и великая война, затронувшая миллионы судеб.
В той обычной жизни, что предшествовала его служению церкви, Кароль Войтыла тоже был выдающимся человеком. Необычайно одарённый от природы, Войтыла в юности освоил множество языков. Учился очень хорошо, намереваясь стать во взрослой жизни… актёром. И стал бы – если бы ни судьбоносная встреча с епископом Сапегой, ставшим духовным отцом будущего папы, его учителем и ангелом-хранителем.
В частной жизни папы Иоанна Павла II намешано всего понемногу – как в жизни любого смертного. Были и неудачи, и заблуждения. Не было маленьких преступлений, компромиссов, предательств, которые случаются у большинства людей, и которым мы не придаём особого значения.
Совесть Кароля Войтылы была кристально чиста. И уже это достойно того, чтобы мы знали и помнили этого человека.
Жизненный путь Кароля Йозефа Войтылы начался 18 мая 1920 года в небольшом польском городке Вадовице. Кароль стал третьим и последним ребёнком в семье отставного офицера, поручика польской армии Кароля Войтылы (младшего сына назвали в честь отца) и учительницы Эмилии Качоровской (это её девичья фамилия, в супружестве она приняла фамилию мужа).
Кароль был поздним ребёнком – когда он появился на свет, отцу исполнился 41 год, матушке 36, а старшему брату Эдмунду – 14 лет. Дочь Ольга умерла в младенчестве, ещё до рождения Кароля, что для Войтыл было большим семейным горем. Но Кароль, уже будучи взрослым, не забывал о своей несчастной сестричке и молился за упокой её души…
Семья Войтыл жила небогато. Пенсия отставного офицера и учительское жалованье вынуждали супругов экономить. Собственного дома у них не было – семья снимала квартиру в двухэтажном доме. Небольшой домик на шесть семей, который сегодня превращён в музей папы Иоанна Павла II. На первом этаже книжный магазин, на втором, там, где располагалась квартира Войтыл, комната с личными вещами папы – веслом каноэ, тремя парами лыж (папа был заядлым спортсменом) и три рясы.
Посетителей музея поражает аскетизм папы. Но так жила и его родительская семья. Ничего лишнего, только самой необходимое. И – книги, книги, книги.
В этом доме Кароль провел первые 18 лет жизни. Свое детство он вспоминал, как очень счастливую пору. И говорил о ней с грустью – римский папа скорбел об утрате близких, которые ушли один за другим. В 20 лет Кароль остался совершенно один.
Ему было о ком скорбеть. И отец, и мать, и старший брат Кароля личности яркие, одарённые.
Семья была очень религиозна. Поляк Кароль-старший и литовка Эмилия не просто посещали католический храм Вадовице, они искренне верили и соблюдали все церковные обряды. Вместе с родителями и старшим братом посещал храм и Кароль. И это, что крайне важно, не было неприятной обязанностью ребёнка, которого принуждают старшие, а его собственным желанием.
Всегда подтянутый, собранный, немногословный отец отличался необыкновенной добротой. По соседству с Войтылами жили еврейские семьи. И отец всячески поощряя дружбу сына с еврейскими мальчишками. Примечательный случай – в школьные годы Кароль играл в футбол. Он даже вступил в футбольный клуб «Краковия», где был на хорошем счету. Однажды были устроены межшкольные игры по футболу – между польскими и еврейскими школьниками. Но оказалось, что в еврейской сборной нет вратаря. И Кароль вызвался защищать ворота соперника, чтобы у его еврейских друзей была полноценная команда… Удивительно, если учесть бытовой антисемитизм, процветающий в те годы в Восточной Европе – в том числе и в Польше. Для Кароля, похоже, национальных различий не существовало.