У каждой причины есть следствие, а у следствия причина. Иногда следствие одной причины может стать причиной другого следствия. Как эффект домино: одна первая костяшка падает, рушится весь ряд. А виной всему взмах крыльев бабочки где-то в Бразилии. Но действительно ли на бабочке лежит ответственность за разрушенный ряд домино?
Размышляя об этом, мне вспоминается даосизм. В этом учении, среди прочих постулатов, есть один наиболее важный – «недеяние». Потому что порой невозможно даже спрогнозировать далекоидущие последствия некоторых действий. Даже наиумнейший человек с наимощнейшим компьютером не в силах просчитать «всё на свете».
Зато задним умом можно проследить всю цепь событий, по которой мы пришли к определённому результату. Вот только порой исправить уже ничего нельзя, никаких «вторых шансов».
И что же тогда делать, чтоб не стать бабочкой, из-за которой рухнула последняя костяшка домино? Если мы не в силах понять влияние своих, казалось бы безобидных поступков, то как тогда быть? Возможно ли жить так, чтобы оставаться непричастным к этой цепочке? И чтобы не становиться при этом монахом, разумеется.
Если да, то как?
Глава 1. Обрадоваться или испугаться?
Таня торопливо шла по одной из бесчисленных улиц вечерней Москвы. Слабый осенний ветерок трепал слегка вьющиеся тёмно-русые волосы девушки, спадающие чуть ниже плеч. Недавно ушедшее лето оставило на её от природы бледном теле свой отпечаток: загар от солнца. На удивление столичных жителей, в этом году звезда практически не скрывалась из виду всё дневное время. Сейчас же от неё на небе остался лишь розовый оттиск. Впрочем, о том что девушка достаточно долго находилась под лучами света можно было бы догадаться лишь по её округлому, миловидному лицу и изящной шее.
Все остальные части тела находились под старой, но весьма модной хипстерской одеждой. Длинная багровая юбка до земли казалась ещё более длинной из-за того, что её хозяйка обладала ростом почти под метр восемьдесят. При ходьбе из под полов юбки выглядывали белые резиновые носы зелёных кед. Поверх лёгкой, в тон юбке, тёмно-розовой кофточки на Тане была в тот вечер бирюзовая джинсовка. Эта весьма специфичная для двадцатых годов двадцать первого века вещь, тем не менее, отлично на ней смотрелась.
Глядя на не поддавшееся старению лицо Тани, можно было бы решить, что эта девушка сейчас о чём-то сосредоточенно думает. Но на самом деле она просто погружена в музыку, звучащую из её белых беспроводных наушников-капелек. И на самом деле ей не пятнадцать, как можно было бы предположить, лишь увидев округлости её лица. На тот момент нижняя чаша её песочных часов жизни заполнилась уже на четверть века.
Взгляд больших голубых глаз Тани сейчас был прикован к экрану новенького айфона, по которому скользил большой палец правой руки. Этот смартфон был подароком её самой себе на сегодняшний День Рождения. Девушка выбирала композицию, которая будет звучать следующей. Музыкой она заглушала надоедливый шум этого бесконечного потока проезжавших рядом машин. Поразительно, как человек, не смотрящий по сторонам, при этом умудряется ни в кого и ни во что не врезаться.
Помимо сокрытия реального возраста, ещё одной удивительной особенностью её лица было то, что к нему не подходили никакие очки. Однажды девушка провела около двух часов в торговом центре, примеряя различные оправы. Но что бы она не пробовала разместить на своём маленьком, аккуратном, округлом носике – всё ей не нравилось. И такое повторялось из раза в раз, из года в год во всех местах, где продавались солнцезащитные очки. Любая пара лишь нелепо выделялась на гармоничном лице девушки. В конце концов она смерилась с этим недоразумением и решила, что сможет уж как-нибудь прожить без них. Благо, со зрением у неё было всё в порядке.
Что вызывало удивление у её родителей, и чего нельзя было сказать про её осанку. Казалось бы, проведя много времени за компьютером, рецепт на очки не заставил бы себя ждать. Но так было бы раньше, во времена мониторов с электронно-лучевой трубкой. Жидкокристаллические же дисплеи более бережно воздействуют на глаза пользователей. Так что единственным побочным эффектом от того, что девочка выросла в эпоху компьютеров, оказалась небольшая сутулость. Но теперь уже и эту проблему научились решать с помощью специальных ортопедических кресел. Вот что значит «компьютерный век» и рассвет человеческого интеллекта.
И тут кто-то из более взрослых читателей может возразить: «А как же детство, проведённое в стенах квартиры, а не на улице? Разве это хорошо?». Да, на смену салочкам, скакалочкам, импровизированным войнушкам, лазанью по деревьям и взрыванию петардами всего подряд пришёл дивный цифровой мир развлечений. Тут тебе и игры на «любой вкус и цвет», «мультики», «сериальчики», «ютубчики» и много всего прочего. Вообще, теперь можно познавать мир не выходя из дома! Кажется, как-то так с древних времён делали мудрецы.
Но эта проблема «оцифрованного общества» с нехваткой реального мира не очень затронула Танино детство. Этому поспособствовала её взбалмошная подруга Лена, которая никакого пристрастия к айти не питала. Лена предпочитала приключения вне стен дома, и втягивала в них Таню. Благодаря чему, девочки всё же проводили достаточно много времени на улице. И в результате их детство всё таки оказалось разнообразным. Оно было наполнено ловлей майских жуков, промокшими ботинками, разрисованным мелками асфальтом и даже одним пожаром.
Возможно, не малую роль в этом сыграл и социально-экономический фактор. Дело в том, что родители Лены, мягко говоря, были бедными. Танины тоже в деньгах не купались, но кое-что всё таки себе позволить могли. Поэтому у их дочки был компьютер, на котором девочка часто играла в любимую «Sims». А в средних классах появился и сенсорный телефон, чему Таня была безумно рада. Ведь у всех её одноклассников уже были такие, а оставаться в «отстающих» и подвергаться насмешкам по этому поводу ей не хотелось.
У Лены же и после окончания школы оставался старенький кнопочный. Но девушку это не волновало, главное, со своей основной задачей он справлялся. «Ведь телефон придумали для того, чтобы по нему звонить, да? Остальное – понты» – говорила Лена. Таня хмыкала на это заявление, и даже однажды пыталась его оспорить, но тщетно. Потому что нельзя доказать, например, что БМВ лучше КИА человеку, который ездит только на велосипедах, и совсем не разбирается в машинах. Так что ко всем этим новинкам техники Лена была равнодушна. А вот её подруга наоборот, хотя позволить себе «самое навороченное» приспособление в те юные годы она, конечно, не могла.