Зейтулла Джаббаров (псевдоним – Зейд Гариб) – поэт, писатель, публицист, заслуженный журналист, удостоен многих наград Интернационального Союза писателей. Автор 17 романов, повестей, рассказов, новелл и эссе, 10 сборников поэтических произведений.
Родился 30 июля 1946 года в поселке Керчевский Чердынского района Пермского края. Россиянин по рождению. С августа 1956 года живет в Азербайджане, работал оператором нефтеперекачки промысла № 3 НГДУ «Ширваннефть». Окончил АПИРЯЛ имени М. Ф. Ахундова, работал учителем в школе, завотделом писем и городской жизни и заместителем редактора газеты «Маяк», учился в партшколе, которую окончил с отличием. С 1984-го по 1987 год работал в горкоме партии. По приглашению главреда «Бакинского рабочего» в июне 1987 года перешел в газету, где и работает по настоящее время в должности обозревателя аграрной политики Азербайджанской Республики. По данной теме издал такие книги, как «Панорама года сельского хозяйства Азербайджана», «Аграрная стратегия: углубление реформ», «Модернизация сельского хозяйства: опыт аграрных реформ», «Возвращение "белого золота"», «Азербайджанский хлеб», «Обновляющийся Азербайджан. Три госпрограммы президента И. Алиева», «Развитие регионов: программа четвертая – год первый», а также «110-я весна "Бакинского рабочего"», «Четверть века в независимом Азербайджане», «Кровавый след геноцида, или Потерянный рай».
Издавать книги начал с 2016 года. Кроме указанных выше написал и издал роман-мемуары «После расстрела: история родовой русской дворянки», романы «Исповедь друга», «Ширван: свет и тени», «Повесть о капитане 1-го ранга», рассказы «Свидание с белыми розами», «Новеллы загадочного Востока», а также книги афоризмов «Сокровищница мудрости Востока», поэтические произведения «Золотые россыпи Востока», «Восточные мотивы», «Луч света души», «Души прекрасные порывы», «Сюрпризы девы», «Легенды бакинской осени», «Позови меня», «Сердцу не прикажешь» и другие.
«Повесть о легендарном летчике» писатель посвятил 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Смуглый мальчишка лет десяти с друзьями в летний вечер гулял на берегу синего моря. Дул легкий ветерок после дня, залитого лучами яркого солнца, летали чайки, оглашая своим криком древний поселок Маштаги. В его садах поспели янтарные гроздья винограда «Аг шаны» и апшеронский инжир фиолетового и золотистого цветов.
– Мазик, приготовь свой самолет и запусти его высоко в небо, – сказал стоявший рядом Имран.
Все обернулись на Мазаира, у которого в руках покоился самолет, сооруженный им из легких конструкций, которые он недавно купил в магазине столицы. Это был советский истребитель, и напоминал он те винтокрылые машины, летавшие высоко в небе над поселком Маштаги.
– А ты меня не торопи, – спокойно ответил Мазаир. – Для него нужна взлетная площадка, чтобы корабль взмыл в небо. Тут недалеко есть скала. Оттуда я и запущу свой самолет.
– А он не упадет в море? – не унимался любопытный Имран.
– Нет, друг мой, – сказал Мазаир. – Он вернется на свой аэродром. И живые птицы всегда возвращаются в родные края после непродолжительной зимовки.
Вместе с Мазаиром было около десяти мальчишек, решивших принять участие при запуске самолета, сконструированного его собственными руками.
Еще до того, как прийти на берег Хазара, на равнине, что рядом с поселком, он провел испытание своей новой модели самолета.
Он завел резиновый мотор, и самолет заработал на полных оборотах. И тогда он с разбегу запустил его в небо. Самолетик послушно поднялся в небо, сделал два круга над мальчишками и снова взмыл в небесную даль голубого неба. Мальчишки затаив дыхание наблюдали за удалявшимся самолетом, пока он не превратился в маленькую точку.
Не прошло и десяти минут, как самолет вернулся обратно, где стояли бакинские ребятишки, и плавно сел на изумрудную траву. Ликованию мальчишек не было предела. Они впервые в жизни своими глазами видели, как самолет Мазаира поднялся в воздух и снова вернулся на свой аэродром.
– Нам надо его еще испытать над морем, – сказал Мазаир, и батальон юных посельчан двинулся к берегу Хазара.
У всех было веселое настроение, а Мазаир с гордостью шагал впереди, держа в руке сооруженное им сокровище – самолетик. Его земляки, шагавшие с ним рядом, восторженно делились только что увиденным зрелищем. Детская игрушка их друга поднялась в небо и снова вернулась на землю. И каждый мальчишка возжелал стать летчиком. Пример с запуском самолетика был настолько сильным и заразительным, что, пока добирались до берега, всю дорогу говорили о самолетах.
А вот и та скала, о которой им рассказывал Мазаир. Погода была солнечная, на море виднелась водная гладь, поблескивавшая на солнце. Сверху было видно, как волны у берега набегают друг на друга и бьются о гранит апшеронской скалы.
Мазаир был в хорошем настроении. Сегодня выдался удачный денек для реализации его мальчишеских задумок. Он сейчас проведет испытание и запустит самолетик над старым и седым Хазаром. Удачное испытание самолета, проведенное на равнине, сулило вновь ощутить радость полета самодельного резинового лайнера над морем.
Мазаир приготовил свой самолет к полету, поправил ему крылья, выровнял хвост. А когда пропеллер набрал обороты, Мазаир с разбегу с отвесной скалы запустил свой самолет в небо. Его послушная модель легко поднялась в небо и, совершив два круга над скалой, стала удаляться от берега, пока не превратилась в едва различимую точку. И каждый мальчишка, приложив руку к глазам, всматривался в голубую даль южного неба. Все тихо стояли в ожидании возвращения самодельного самолетика. И вот все увидели, как к ним обратно летит самолет. Мазаир широко улыбнулся, и на его щеках появились две глубокие ямочки.
Исследователи истории авиации связывают реализацию желания человека летать с именем выдающегося итальянского художника XV века Леонардо да Винчи. И это неслучайно. Оказывается, автор «Моны Лизы», очаровавшей весь мир своей таинственной улыбкой и породившей многочисленные вопросы, горел желанием летать. Наряду с жемчужинами искусства он создавал эскизы будущих парашютов, планеров и других летательных аппаратов. Но Леонардо да Винчи не было суждено превратить эти эскизы в летательные аппараты и увидеть их полет. И только более ста лет спустя, в начале XVII века, хорватский изобретатель Фауст Вранчич с помощью созданного им аппарата под названием «Летающий человек» смог парить над Венецией…
До сих пор об истории полета было известно только это. Однако исследования последних лет показывают, что в «соревнованиях за полет» мусульмане опередили христиан на тысячи лет. Житель Андалусии (эта провинция Испании шестьсот лет исповедовала исламскую религию), парикмахер Аббас ибн Фирнас в 852 году первым реализовал мечту человека о полете. Он с помощью «крыльев», прикрепленных к своему телу, спрыгнул с высокого минарета Большой мечети в Кордове и несколько минут парил в воздухе.