Вопрос о смысле жизни относиться к числу вечных вопросов, эта ключевая мировоззренческая проблема, касающаяся каждого человека. Люди не только хотят жить, но и ощущать ценность своей жизни, находить в ней какой-то смысл, и в своих поступках так или иначе руководствоваться определенным пониманием смысла своей жизни. Еще Платон говорил, что человеку приходится выбирать какой-то образ жизни и ему не пристало вести расточительную жизнь наподобие какого-то моллюска. Немецкий философ И.Г.Фихте посвятил проблеме смысла жизни отдельную работу «Назначение человека». Он пишет: «Невозможно жить без осознания своего великого назначения. Если я только для того ем и пью, чтобы потом вновь почувствовать голод и жажду, и произвожу подобных мне для того, чтобы они ели, пили, умирали и оставляли подобных себе, то зачем все это?»
Люди, которые не понимают в чем смысл их жизни и живут не имея его, лишены внутренних мотиваций и поэтому им вряд ли удастся чего-то добиться в своей жизни. Ведь если человек не ставит перед собой целей, он становится слабым. Такими людьми легко управлять и принимать за них решения, так как зачастую они не имеют собственного мнения. В результате человек перестает проявляться как личность.
Когда мы говорим о смысле жизни, то речь идет не о познании чего-то сущего, как в науке, а о познании должного. Допустим мы познали природу человека, но значит ли это, что мы установили, как должен жить человек? Жить согласно природе, быть тем, что ты есть? Так полагали многие из древних мыслителей. Ну а почему нужно жить согласно своей природе, быть тем, что ты есть? Животному или дереву, действительно, бессмысленно было бы говорить: «Будь другим!» Но человек может сознательно выбрать свой жизненный путь. Он может сказать себе: «Я должен быть другим».
В данной книге проблема смысла жизни рассматривается в истории философии, в истории религии, показано как она была представлена в художественной литературе и поэзии, в психологии. Особое внимание в психологии было уделено исследованиям австрийского психолога В.Франкла, создателя логотерапии. Ценность его учения обусловлена не только теоретическому поиску смысла жизни, но также и тем, что его выводы базируются на личном опыте и наблюдениях, полученных им в гестаповских концлагерях Освенциме и Дахау.
В работе представлены варианты понимания «смысла жизни» в различных социальных условиях и жизненных ситуациях. В своей деятельности люди преследуют собственные цели и именно в них часто усматривают смысл своей жизни. Но ограничение смысла жизни только личными целями ведет к индивидуализму и отрицанию высших ценностей. Поскольку человек по самой сути – существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найден только на пути сопряжения интересов личности и общества. Задачи, которые ставят перед собой люди, не выдуманы ими, они вытекают из их природной организации и социальных условий жизни.
Интерес к проблеме смысла жизни актуализируется в переломные эпохи развития общества, когда девальвируется и разрушается привычная система духовных ценностей. Особенно наглядно это проявилось после распада СССР, когда население на постсоветском пространстве в своем большинстве утратило смысл своего существования. Жизнь показывает, что именно те люди, которые потеряли смысл жизни пополняют ряды самоубийц, наркоманов, алкоголиков, именно они совершают не мотивированные жестокие преступления.
В духовной культуре человечества существовало и существует множество «смыслов жизни», обусловленных конкретными жизненными условиями и обстоятельствами. Смысл жизни включает в свое содержание и достижение личного счастья, и выполнение долга перед людьми. Но существует и общий смысл, который справедлив для любой ситуации: надо быть человеком при всех обстоятельствах и вопреки им.
Второй раздел книги посвящен соотношению понятий жизни, смерти и бессмертия. Возникает вопрос: как совместить факт смерти человека со смыслом его жизни? Смерть, конечно, ставит границы для реализации смысла жизни, но как бессмертие само по себе не обеспечивает смысла жизни, так и смертность не может перечеркнуть его. Однако это не дает нам права преуменьшить значение смерти. Человек, беззаботно относящийся к смерти, не может в полной мере ценить и жизнь.
Человеку трудно смириться с мыслью о своей смерти, поэтому уже в глубокой древности появились представления о бессмертности души. В философских системах Древней Индии широкое распространение получило учение о реинкарнации, согласно которому душа существует вечно, перевоплощаясь на земле в различные формы. Странствие души по различным телам называется сансарой. При хорошем поведении человека, его благочестии и следовании законам своей варны, человек после смерти тела рождается в более высокой варне. Нерадивое исполнение закона влекло за собой рождение в более низкой варне, а то и в теле животного или растения. Это было своего рода адом. Так действует закон возмездия, карма. Точное исполнение закона представителем высшей варны, брахманом, освобождало его душу от дальнейших перерождений и тем самым от страданий, связанных с пребыванием в телах. Наступало освобождение – мокша.
В учении буддизма концепция реинкарнации получила значительные изменения. Согласно учению Будды, определяющим свойством жизни каждого человека является страдание, связанное с «жаждой жизни», а смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания. Устранение причин страдания заключалось в «полном уничтожении этой жажды», в нирване. Нирвана – это мокша, которая достигается уже при жизни.
В древнейших философских системах представления о смерти исходило из понимания бытия как вечного космического круговорота и человеческой жизни, и смерти как части его. В религиозных системах смерть толкуется как освобождение. Бессмертная душа покидает телесную оболочку и устремляется в вечную обитель. Ни одна из современных религий не обходится без идеи личного бессмертия и веры в загробную жизнь.
Пожалуй, самое оригинальное учение о жизни, смерти и бессмертии было представлено в философии Н.Ф.Федорова, одного из основоположников русского космизма. Федоров впервые в истории русской и мировой философии поставил проблему преодоления смерти, возвращения к жизни всех умерших и завоевания космоса. Мистическому пониманию воскресения как чисто духовного акта дарования бессмертной души, он противопоставил реальное, с его точки зрения, вещественное воскрешение души и тела в их единстве. В своем труде «Философия общего дела