В России и за рубежом имеется большое количество монографий, учебников и учебных пособий по истории философии и ее современном состоянии, где дается подробное изложение многообразных школ и направлений мировой философии. Читателям часто бывает очень трудно освоить все это многообразие и составить целостное представление о развитии мировой философской мысли. Другая крайность – это чрезвычайно краткое и поверхностное изложение предлагаемого материала.
В нашей работе акцент сделан не на детальное описание различных философских учений, а на логику развития философской мысли, начиная от ее возникновения до современного состояния включительно. В учебном пособии дается содержательная характеристика основных философских школ и их наиболее авторитетных представителей, показан вклад этих философов в развитие мировой философской мысли. Это, по мнению автора, должно дать целостное представление о духовном развитии человеческого общества в области философии и ее связи с наукой и религией.
В рамках целостной концепции становления и развития мировой философии к изданию подготовлены следующие книги:
Кн. 1. Становление философии: Восток и Запад.
Кн. 2. Классическая западная философия (от Средневековья до немецкой классической философии).
Кн. 3. Неклассическая западная философия XIX – XX вв.
Кн. 4. Предмет и специфика философии, ее основные проблемы.
Кн. 5. Русская философия: история и современность.
В третьей книге учебного пособия рассматриваются основные направления неклассической западной философии. Классическая философия западной Европы характеризуется «следующими особенностями:
• Признание предмета философии и ее специфики.
• Уверенность в естественной упорядоченности мира, которому присущи объективные причинно-следственные связи и закономерности.
• Вера в идеалы научной рациональности, которая характеризуется строгой логичностью, доказательностью, ориентацией на возможность достижения истинного знания.
• Убеждение в наличии прогресса в развития общества и возможности его усовершенствования на началах разума и справедливости.
• Стремление к целостности, монистичности и завершенности философских систем»1.
На рубеже XIX – XX веков происходит переход от традиционной классической философии к так называемой «неклассической». Главное отличие всех ее школ и направлений – острая критика основных принципов и положений классической философии. Главными причинами появления неклассической философии является, во-первых, глобальный кризис западного общества, который вызвал разочарование в возможностях научно-технического прогресса и неверие в упорядоченность и объективную закономерность существующего мироустройства. Во-вторых, достижения научного знания в различных областях привело к тому, что философы все большее внимание стали уделять естествознанию, успехи которого породили надежду на то, что все подлинное (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных частных наук и их синтетического объединения. Повышение интереса к естественнонаучному знанию сопровождалось резкой критикой классической философии.
Неклассическая философия отвергает восприятие окружающего мира как целостной системы, критикует диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея неклассической философии состоит в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей и законов развития. Характерной особенностью подавляющих направлений неклассической философии является эклектика – механическое соединение противоположных исходных принципов в рамках своих систем: рациональных и иррациональных, научных и не научных, когнитивных и ценностных параметров знания. От поисков всеобщих принципов, предельных сущностей и универсалий, представители этой философии переходят к самоценности индивидуального, уникального, единичного. Для многих направлений неклассической философии характерен иррационализм, представители которого полагают, что разум не в состоянии охватить все разнообразие мира и акцентируют внимание на внерациональные формы духовного проявления человека.
В качестве реакции на рационализм философской системы Гегеля с её претензией полного овладения абсолютной истины, явились попытки выйти за пределы рациональности как таковой. Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили противоположный: мир неразумен, человеком управляет не разум, а воля, слепая вера, инстинкт, интуиция, страх и отчаяние. Первым против рационализма выступил А. Шопенгауэр. Мир, по Шопенгауэру, существует двояко: в качестве воли и представления. Но именно воля представляет собой «внутреннее содержание, существо мира», она не только начало, но и единственная сила, имеющая субстанциальный характер. Воля – это абсолютное начало всего бытия, некая космическая сила, создающая и мир, и человека. Эта сила бессмысленна, как бессмысленна и сама жизнь человека, обреченного на старость, болезни, страдания и смерть.
Другой представитель иррационализма Ф. Ницше полагает, что мир – это хаос, не укладывающийся в рамки каких-либо законов. Как и Шопенгауэр, он говорит о мировой воле – основе всего сущего. Но это уже не воля к жизни, а воля к власти, которая обнаруживается даже у самых примитивных организмов. Философия Ницше противоречива и парадоксальна. С одной стороны, он отмежевывается от субъективно-идеалистических положений в духе Д. Беркли и заявляет: «внешний мир не есть создание наших органов». С другой стороны, это, по существу, материалистическое положение он сочетает с многократно повторяемыми утверждениями, что мир, в котором мы живем, есть не что иное как продукт нашей фантазии, наших инстинктов.
Труды Ницше представляют собой собрание отдельных афоризмов, высказываний, проповедей. Историческая заслуга Ницше как философа состоит не в создании новой оригинальной философской системы, а в проблематизации основных положений классической философии. Ницше поставил своей целью разрушить все прежние философские системы. Выступая против рационализма и классических философских традиций, он не прибегает к аргументам, он не доказывает, а изрекает, полагая, что любая философия есть исповедь своего сочинителя. Философия в понимании Ф. Ницше, не имеет своего предмета, поскольку она определяется каждым философствующим индивидом самостоятельно. Отрицание предмета философии и ее специфики нашло своих сторонников и у некоторых других представителей неклассической философии. Так, например, известный испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, вслед за Ницше, повторяет, что бытие философии есть то, что создает философ, его философствование. В отличие от ученого, стремящегося к познанию материального мира, «философ, – полагает Ортега-и-Гассет, – не знает, каков предмет философии»