© Николай Яковлевич Надеждин, 2024
ISBN 978-5-0064-4758-5
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Николай Надеждин
«Маленькие рассказы о большом успехе»
Очень неприятно видеть, как большой художник унижается перед властью. Произносит пышные речи, улыбается начальственным шуткам, превозносит своего властителя.
Неприятно это потому, что мы считаем этого человека своим. Мы ему доверяем. Ищем в его творчестве ответы на непростые вопросы. Большой художник должен быть с нами, а не с ними. Иначе он из художника превращается в чиновника…
Киплинг был рядом с властью всегда. В этом смысле он даже не патриот, а ультрапатриот. И это коробило его великих современников. Даже когда Киплинга не стало, проститься с ним не пришёл никто. Ни один писатель. Хотя все знали – Киплинг лучший из поэтов двадцатого столетия.
Потом выяснилось, что он не лгал – ни нам, ни самому себе. Он искренне верил в те ценности, которые проповедовал…
Отношения Киплинга с властью – тема очень непростая. Здесь не только многочисленные звания и награды, к которым, кстати, писатель был равнодушен. Не только высокие гонорары и премии (Нобелевская, куда уж выше). Это ещё и трогательная дружба с королём Великобритании Георгом V. Не показная, не унизительно-подобострастная, а самая что ни на есть человеческая, мужская дружба, которая случается с очень немногими людьми. И это невозможно объяснить ни почестями, ни наградами.
Таким уж он был – великий поэт Джозеф Редьярд Киплинг…
Ясным майским днём 1864 года на берегу озера Редьярд близ Бирмингема под ласковым весенним солнышком веселились молодые люди, отмечающие близкое окончание университетского обучения. Пикник был в самом разгаре – добровольцы жарили на углях свиные рёбрышки, в бокалах играло лёгкое вино, а самые отчаянные, поддавшись мальчишечьему азарту, гоняли по поляне мяч.
К одинокой девушке, сидящей в стареньком шезлонге, в сопровождении приятеля, заметно смущаясь, подошёл коренастый круглолицый юноша в очках.
– Алиса, познакомься, это наш Джон, – сказал заводила и весельчак Джекки, за руку вытаскивая из-за собственной спины упирающегося друга. – Не обращай внимания, он тебя немножко боится.
– Вот ещё! – покраснел юноша. – И ничего я не боюсь…
Он посмотрел на Алису, ещё больше смутился. И, неуверенно протянув руку, сказал:
– Джон Киплинг.
Девушка пожала протянутую руку и ответила:
– Алиса Макдональд… А я вас знаю. Вы художник. Я видела ваши скульптуры на университетской выставке. И они мне очень понравились.
– Правда? – просиял Джон.
– Честное слово! Очень понравились.
– А я вас тоже знаю. Я читал ваши стихи в университетском журнале. И они мне тоже очень понравились…
Спустя полчаса Джекки решил позвать приятеля к столу, чтобы немножко выпить. Но какое там – и Джон, и Алиса словно сквозь землю провалились.
Они гуляли по берегу озера и разговаривали. Их больше не интересовал ни пикник, ни друзья. Они видели и слышали только друг друга.
Прошло всего три месяца, и Джон Локвуд Киплинг стал семейным человеком, а мисс Алиса Макдональд сменила фамилию и стала миссис Киплинг.
Это была очень красивая и гармоничная пара. Алиса постоянно, будто бы и не отрываясь, смотрела на Джона, а Джон – на Алису. Их счастье было таким трогательным, таким… молодым. И когда Джон сообщил родителям жены, что они с Алисой уезжают в Индию, у тех не возникло абсолютно никаких возражений. Рядом с этим серьёзным молодым человеком Алиса была как за каменной стеной.
Осенью того же 1864 года чета Киплингов села на пароход и отбыла к берегам Индии. Джону Киплингу предстояло занять место ректора и профессора школы искусств в Бомбее. Отныне судьба семейной пары была навсегда связана с этой дивной загадочной страной…
Индия и сегодня привлекает огромное количество людей самых разных национальностей. В том же Бомбее, огромном современном мегаполисе, полно постоянно проживающих иностранцев. Некоторые из них сотрудники иностранных компаний, приехавших в Индию по контракту (как Джон Киплинг). Но большинство – обычные люди, очарованные Индией и пожелавшие остаться здесь либо на какое-то время, либо даже навсегда.
Вроде бы бедная страна. Но на самом деле её бедность – это простота, в которой и надлежит жить человеку, чтобы наслаждаться самой жизнью, щедрым солнцем и культурой этого великого древнего народа.
Вскоре Киплинги сняли в Бомбее большой дом и наняли огромное количество слуг.
О колониальном прошлом Индии и индийцы, и англичане говорят мало и неохотно. Считается, что сто лет существования заморской колонии индийцы пережили, как национальную трагедию, не прекращая борьбы за независимость. А англичане всячески притесняли порабощённые народы, эксплуатируя бессловесных крестьян… Но это, мягко говоря, не совсем так. А если говорить прямо – совсем не так.
В колониальном прошлом Индии было много плохого. Но было и много такого, о чём индийцы не забывают до сих пор, уже более полувека проживая в независимой стране. Отношение к собственному прошлому, расцвет искусств, создание национальной промышленности и транспорта – всё это создавалось в годы колониализма.
Джон Киплинг пользовался у местного населения огромным авторитетом. В числе учеников его школы были и дети английских военных и чиновников, и индийцы из зажиточных, знатных семей. Полученные знания они несли дальше в народ, не забывая при этом, кому ими обязаны. А Киплинг-старший долгие годы изучал древнюю культуру Индии, всячески содействовал восстановлению забытых памятников, извлекал из пыльных руин считавшиеся безвозвратно утраченными художественные шедевры.
Об отношении Киплингов к индийцам говорит такой факт. Первое, что они сделали по приезду в Бомбей, так это занялись изучением индийского языка. Они в совершенстве овладели хиндустани, свободно на нём говорили, а Алиса Киплинг – даже писала рассказы и стихи.
30 декабря 1865 года в семье Киплингов родился первенец – мальчик, которого назвали… Редьярдом. Да, да, в память о том озере близ Бирмингема, где Джон и Алиса познакомились. А чтобы имя не выглядело слишком уж оригинально, малыш по английской традиции получил ещё одно – Джозеф, в честь деда по отцовской линии. Если быть точным, то дело обстояло ровно наоборот – мальчика звали Джозеф Редьярд. Но первое имя не прижилось. И будущий писатель и поэт всю жизнь откликался на «Редьярд».
Спустя год в семье Киплингов появился второй ребёнок, младшая сестра Редьярда, которую назвали Трикс. На самом деле её назвали в честь матери Алисой, имя Трикс было ласковой домашней кличкой. Во взрослой жизни брат и сестра были не особенно близки, но поддерживали тёплые родственные отношения. Их несколько развело отрочество – они воспитывались не в самом лучшем пансионе Англии и думали, скорее, о собственном выживании, чем о заботах друг друга. Но в раннем детстве в Бомбее они воспитывались бок о бок и в совершенно равных условиях, которые можно назвать идеальными…