Денис Гуцко - Русскоговорящий

Русскоговорящий
Название: Русскоговорящий
Автор:
Жанры: Языкознание | Современная русская литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2015
О чем книга "Русскоговорящий"

Неадаптированный рассказ популярного автора (более 3000 слов, с опорой на лексический минимум 2-ого сертификационного уровня (В2)). Вопросы, задания, словар, в который вошли слова, выходящие за пределы минимума.

Бесплатно читать онлайн Русскоговорящий


© Юдина Г. С. (адаптация, задания), 2012

© ООО Центр «Златоуст» (издание, лицензионные права), 2012

* * *

Предлагаем вашему вниманию книгу из серии «Библиотека Златоуста». Серия включает адаптированные тексты для 5 уровней владения русским языком: произведения классиков русской литературы, современных писателей, публицистов, журналистов, а также киносценарии. Уровни ориентируются на лексические минимумы, разработанные для Российской государственной системы тестирования по русскому языку. Каждый выпуск снабжён вопросами, заданиями и словарём, в который вошли слова, выходящие за пределы минимума.

I – 760 слов

II – 1300 слов

III – 1500 слов

IV – 2300 слов

V – 3000 слов

Справка об авторе


Денис Гуцко родился в столице Грузии Тбилиси в 1969 году. С 1987 года живёт в Ростове-на-Дону.[1] В своём «букеровском» романе он рассказывает историю типичного советского подростка, у которого неожиданно ушла почва из-под ног: после распада Советского Союза[2] немало граждан многонациональной страны оказались жителями ближнего зарубежья, в том числе и главный герой романа, русскоговорящий с грузинским акцентом. Вместе с читателями он пытается понять, почему мы сейчас живём в такой стране и что с ней будет дальше.

Литературным дебютом Дениса Гуцко стал рассказ «Приручённый лев», напечатанный в 2000 году в «ЛГ – Юг России»,[3] выходящем в Ростове-на-Дону. Второй его рассказ «Растворение» появился там же в 2001 году. Вскоре вышли в свет повести «Апсны Абукет. Вкус войны», «Там, при реках Вавилона», рассказы «Осенний человек», «Лю», «Ева не нужна», «Тинго Ретто» и другие.

Осенью 2002 года на Форуме молодых писателей России[4] Денис Гуцко был назван «самым ярким открытием среди молодых писателей страны».

Широкой публике Гуцко стал известен лишь в 2005 году – после получения за роман «Без пути-следа»[5] («Русскоговорящий») литературной премии «Букер – Открытая Россия».[6] «Русскоговорящий» – продолжение повести «Там, при реках Вавилона», в которой рассказывается о службе Мити в армии в конце 80-ых годов, когда в СССР начинают возникать первые вооружённые конфликты. Вскоре писатель был удостоен премии «Борис Соколофф – приз»[7] и премии «Вдохнуть Париж».[8] Сегодня он не только популярный автор, публикующийся в журнале «Огонёк»,[9] но также успешный и интересный журналист.

Читатель и критики единодушно сходятся во мнении, что Денис Гуцко пишет хорошим русским языком и пишет на серьёзные темы. Известный российский писатель А. Курчаткин сравнивает мир героев Гуцко, где любят, ревнуют, хранят верность и предают, с жестоким миром Тарантино, и добавляет: «Всё, как везде, и в то же время это такой мир, что, почитавши Дениса, ясно, чётко осознаёшь: никому жить в этом мире не пожелаешь».

Сокращения

аббр. – аббревиатура

англ. – английское

воен. – военное

г. – год

др. – греч. – древне-греческое

ед. ч. – единственное число

лат. – латинское

нем. – немецкое

НСВ – несовершенный вид глагола

разг. – разговорное

СВ – совершенный вид

т. е. – то есть

т. д. – так далее

фр. – французское

1


Он хоте́л, что́бы его́ стра́шный сон скоре́е зако́нчился. Он про́бовал откры́ть широко́ глаза́, но ничего́ не получа́лось. Страх рос и входи́л в кровь. Чем сильне́е станови́лся страх, тем ме́ньше остава́лось сил. Он тону́л. Он хоте́л пить. Всю́ду был ого́нь. Он хоте́л бежа́ть, но не мог. Зву́ки станови́лись всё зле́е и зле́е. Ему́ хоте́лось крича́ть: «Доста́точно! Я бою́сь!..»

Ми́тя уда́рил руко́й по столу́ и просну́лся. Он с трудо́м откры́л глаза́ и оказа́лся в гря́зной забега́ловке.

– Пить бу́дешь? – спроси́л челове́к, сидя́щий напро́тив него́.

– Бу́ду, – отве́тил Ми́тя.

Не́которое вре́мя он смотре́л, как рука́ ста́рой же́нщины вытира́ет стол. Зате́м он посмотре́л за окно́. За окно́м – больна́я пти́ца и дождь. Пти́цу о́чень жа́лко… Он посмотре́л на челове́ка, сидя́щего напро́тив него́. Э́тот незнако́мый челове́к был похо́ж на инде́йца. Про себя́ он назва́л его́ Гайава́та.[10] У Гайава́ты бы́ли удиви́тельные у́ши, из кото́рых росли́ о́чень дли́нные во́лосы. Э́ти во́лосы бы́ли не коро́че пяти́ сантиме́тров! Из-за э́тих уше́й Ми́тя и посади́л его́ за свой сто́лик и на́чал угоща́ть во́дкой.

Ми́тя понима́л, что он не симпати́чен своему́ сосе́ду. Но он и не хоте́л быть сего́дня кому́-либо симпати́чным. Сего́дня он разреши́л себе́ быть сами́м собо́й. Сего́дня он хоте́л де́лать, что хо́чет, и поня́ть, что ему́ хо́чется де́лать. Пра́вда, Ми́тя пока́ не понима́л, стал он сами́м собо́й и́ли нет.

– Налива́й! – дал кома́нду Ми́тя.

Гайава́та нали́л. Откры́лась дверь. Вошли́ бритоголо́вые.[11]

– Верну́лись, – ти́хо и зло заме́тил Гайава́та.

– Всё пусто́е в э́том ми́ре, – говори́т Ми́тя. – Мы с тобо́й мертвы́.

К их сто́лику подошёл бритоголо́вый. Каза́лось, что глаза́ми он мог уби́ть любо́го, кто посмо́трит в них. Он взял свобо́дный стул и пошёл в темноту́ забега́ловки.

– Налива́й! – сно́ва дал кома́нду Ми́тя.

– Пей, на́лито, – отве́тил Гайава́та.

– Ну, – Ми́тя по́днял рю́мку, – за твою́ резерва́цию, инде́ец, до одна́ ты́сяча четы́реста девяно́сто второ́го го́да![12]

Ми́тя ви́дел, что сосе́д не хоте́л, что́бы други́е посети́тели забега́ловки ду́мали, что у них есть о́бщие дела́ и́ли интере́сы.

«Я ему́ не нра́влюсь, – поду́мал Ми́тя, – мо́жет, опя́ть акце́нт?» Ми́тя знал, что его́ грузи́нский акце́нт появля́лся тогда́, когда́ он пьян. Как то́лько незнако́мые лю́ди слы́шали э́тот акце́нт, они́ сра́зу начина́ли смотре́ть на него́ с неприя́тным удивле́нием: абсолю́тно ру́сское лицо́ и чужо́й акце́нт!..

Ми́тя дал «инде́йцу» сто рубле́й и сказа́л, что́бы он принёс ещё во́дки. Сосе́д пошёл к сто́йке ба́ра. …Ми́тя снача́ла услы́шал звук бью́щегося стекла́. Сра́зу по́сле э́того бритоголо́вые на́чали крича́ть. К Ми́те подошёл оди́н из них и уда́рил по лицу́. Полете́ли сту́лья. Кто́-то закрича́л: «Мили́ция!»

Ми́тя лежа́л у стены́ и смотре́л в потоло́к. За́пах был ужа́сный. Несмотря́ на всё э́то голова́ рабо́тала хорошо́, как бу́дто он сего́дня и не пил. Тепе́рь мо́жно бы́ло споко́йно обо всём поду́мать.

Вопросы и задания

1. Объясните выражения: «страх входил в кровь», «назвать про себя кого как», «быть самим собой», «бритая голова» («бритоголовый»), «общие дела и интересы у кого с кем».

2. Когда человеку снятся страшные сны?

3. Узнайте, используя Интернет, что значит видеть во сне много воды, костры, слышать громкие звуки, тонуть и т. д. Постарайтесь объяснить сон героя.

4. Согласны ли вы с тем, что «чем сильнее страх, тем меньше сил»? Почему?

5. Трудно ли быть самим собой? Почему?

6. Что можно сказать о человеке, который видит в соседе по столику Гайавату и пьёт за его резервацию до 1492 года?

7. Когда человек идёт в забегаловку и пьёт с незнакомыми людьми?


С этой книгой читают
«Домик в Армагеддоне» – роман о молодых людях, которым не чужды идеалы: реальные или придуманные – неважно. Им трудно – порой невозможно – приспособиться, вести двойной счет, жить «по понятиям», а не по правде…
Денис Гуцко – прозаик, автор книг «Русскоговорящий» (премия «РУССКИЙ БУКЕР»), «Покемонов день», «Домик в Армагеддоне». Если первые его романы – о молодых людях, которые учатся жить, не теряя себя, то теперь писателя интересует человек зрелый, многое успевший и многое утративший.Главный герой романа «Бета-самец» Александр Топилин вполне доволен жизнью. Ему сорок лет, он не женат и живет без обязательств. Он совладелец доходного бизнеса, его друг и
Рассказы букеровского лауреата Дениса Гуцко – яркая смесь юмора, иронии и пронзительных размышлений о человеческих отношениях, которые порой складываются парадоксальным образом. На что способна женщина, которая сквозь годы любит мужа своей сестры? Что ждет девочку, сбежавшую из дома к давно ушедшему из семьи отцу? О чем мечтает маленький ребенок неудавшегося писателя, играя с отцом на детской площадке?Начиная любить и жалеть одного героя, внезапн
Справочник содержит весь теоретический материал по курсу русского языка, необходимый для сдачи ГИА. Он включает в себя все элементы содержания, проверяемые контрольно-измерительными материалами, и помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс основной школы. Материал изложен в краткой, доступной форме. Каждый раздел сопровождается практическими тестовыми заданиями. В конце книги даны ответы к тестам.
Учебное пособие включает в себя введение к курсу, практикум с методическими указаниями, списки художественных текстов, учебной и исследовательской литературы, а также хрестоматию историко-литературных материалов и научных работ, необходимых для подготовки практических занятий. Основные задачи пособия – представить картину развития литературы эпохи рубежа XIX—XX веков, структурировать материал курса, акцентировать внимание на проблемных темах, на
Монография посвящена историографическому анализу с позиций современной лингвистики научного наследия Женевской школы – одного из ведущих направлений языкознания XX века, оказавшего значительное влияние на развитие науки о языке и не утратившему свою значимость. Дается всесторонняя оценка научного наследия Женевской школы, определено ее место в истории языкознания, установлены объединяющие начала, дающие основание признать эту школу самостоятельны
Основным предметом исследования в книге стал конфликт натуры и культуры – главное содержание, смысловой и концептуальный центр всей мировой художественной культуры.Классическая русская литература XIX века является фрагментом мировой литературы, – правда, неординарным, выдающимся фрагментом. По этому моменту целого как ни по какому другому легко судить о целом. Предлагаемая методология целостного анализа (произведения, творчества, направления, эпо
«В газете «Руль» перепечатан из газеты «Дни» «Ответ Горькому», очевидно, ответ на мою статью по поводу десятилетия Октября. Автор «Ответа» спрашивает меня…»
«Кое-кто из товарищей поняли меня так, как будто я советую писать только о хорошем, только о тех достижениях рабоче-крестьянской власти, которыми она может вполне законно гордиться, только о тех подвигах единиц в области труда, творчества и организации нового быта, которые должны бы нас удивлять и радовать…»
Глупые мы с тобой. Два дурака. Запрягли телегу чувств, а с поводьями не справились. Слишком резвыми оказались наши кони. Не готовы мы к ним были. А теперь… Телега перевёрнута. Валяется на обочине ненужным хламом побитое на мелкие черепки наше с тобой "Было". Нас самих разбросало по дороге, а кони умчали куда-то к горизонту, да так стремительно, что их теперь и не сыщешь вовсе. А мы, так и не сообразив, кто где очутился, решили идти друг другу нав
Книга посвящена вопросам реформирования мировой астрономической науки. Уходят в прошлое времена, когда возле телескопов просиживали сотни научных сотрудников, а результаты ожидались десятками и сотнями лет. Указаны те направления астрономических исследований, которые способны реально повлиять на выживание и дальнейший прогресс человеческой цивилизации уже в обозримом будущем. Намечены конкретные организационные мероприятия в этой связи.