Коллектив авторов, Татьяна Пашкова - «Рыцари чести и злые демоны»: петербургские учителя XIX- н. XX в. глазами учеников

«Рыцари чести и злые демоны»: петербургские учителя XIX- н. XX в. глазами учеников
Название: «Рыцари чести и злые демоны»: петербургские учителя XIX- н. XX в. глазами учеников
Авторы:
Жанры: История России | Биографии и мемуары | Историческая литература
Серии: Нет данных
ISBN: Нет данных
Год: 2024
О чем книга "«Рыцари чести и злые демоны»: петербургские учителя XIX- н. XX в. глазами учеников"

Книга представляет собой антологию воспоминаний и дневниковых записей, в которых авторы дают характеристики своим гимназическим учителям. Многие из них были изданы в дореволюционных журналах и сборниках, которые имеются далеко не во всех библиотеках страны. Читателям откроется целая галерея словесных портретов высочайших профессионалов своего дела и унылых бездарностей, людей чести с чувством собственного достоинства и жалких чиновников на побегушках у начальства, внимательных чутких наставников и жестоких самодуров. Среди автров воспоминаний – Д.И. Писарев, Д.С. Мережковский, А.Ф. Кони, С.Я. Маршак и др.Благодарю за техническую помощь в подготовке некоторых материалов студентов Интитута истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена Е. Киреева, А. Лукьянову, Е. Мосалову, Д. Селютина.Книга будет полезна преподавателям и студентам вузов, учителям, всем интересующимся историей российского образования.

Бесплатно читать онлайн «Рыцари чести и злые демоны»: петербургские учителя XIX- н. XX в. глазами учеников



Санкт-Петербургская губернская гимназия – Высшее училище – Вторая Санкт-Петербургская гимназия – Гимназия императора Александра I

Большая Мещанская (сейчас – Казанская) ул., д. 27



Открылась под названием Санкт-Петербургская губернская гимназия 7 сентября 1805 г. В соответствии с требованиями Устава 1804 г. являлась всесословным средним учебным заведением для мальчиков. Имела при себе первоначально приходские и уездные классы, а также пансион.

В 1822 г. преобразована в Высшее училище, которое перестало получать финансирование из казны, принимало детей «родителей только свободного состояния» и готовило из них «чиновников для гражданской службы».

В 1830 г. Высшее училище преобразовалось во Вторую СПб гимназию, в 1905 г., по случаю своего 100-летнего юбилея, гимназия получила наименование в честь государя императора Александра I.

После революции сначала переименована во Вторую Петроградскую гимназию, а затем – I единую трудовую школу Казанского района.


Пашкова Т.И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805 – 1917 гг. Исторический справочник. СПб., 2015. С. 127.


АВЕНАРИУС

«Из этого более гуманного времени мне особенно памятны гувернёры Соколов и Авенариус. <…> Авенариус не был настолько экспансивен, и в нем говорила, кажется, шведская кровь; он был очень серьёзный и с виду как бы сердитый, но в действительности это был добрейший и благожелательнейший человек, узнав его короче, мы, пансионеры, очень полюбили его и часто беспокоили своими недоразумениями при приготовлении уроков».

1850-е – н. 1860-х гг.

Иностранцев А.А. Воспоминания (Автобиография). СПб., 1998. С. 37.


АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ АЛИМПИЕВ

Сын протоиерея, родился в 1797 г. Окончив Тверскую духовную семинарию, он с 1818 до 1853 г. состоял на службе сначала в столичной губернской гимназии, затем в Высшем училище и, наконец, во Второй гимназии. На первых порах преподавал русский язык и латынь, одновременно выполняя функции гувернёра. После преобразования гимназии в Высшее училище на него были ещё возложены обязанности учителя истории и географии, а также письмоводителя Хозяйственного комитета Помимо Второй гимназии Алимпиев преподавал словесность в других учебных заведениях столицы: Институте корпуса горных инженеров и Аудиторской школе при батальоне военных кантонистов. Кроме того, в Императорском Театральном училище он читал курс драматического чтения и археологии. Написал несколько учебных пособий по логике, риторике и теории словесности.

Курганович А.В. Историческая записка 75-летия С.-Петербургской второй гимназии. Ч.1. СПб., 1880. С. 129;

Курганович А.В., Круглый А.О. Историческая записка 75-летия С.-Петербургской второй гимназии Ч. 2. СПб., 1894. С. 262 – 264, 355.


«Учитель русского языка в старших классах А.П. Алимпиев был хороший краснобай, ученики любили его как рассказчика».

А. Родионов, 1832 – 1840 гг.

Пятидесятилетие 2 С.-Петербургской гимназии. СПб., 1880. Вып. 1. С. 10.


***


«Эти три деятеля (А.П. Алимпиев, М.К. Иващенко, А.В. Шакеев – Т.П.), имевшие громадное значение и силу в Педагогическом Совете гимназии, резко отличались друг от друга, и в особенности первый и второй. Первый был представитель всероссийского добра, а второй, не смотря на все хорошие качества его как преподавателя, в понятиях гимназистов того времени считался духом зла.

Александр Петрович Алимпиев1 действительно олицетворял собой идеал всероссийского благодушия: ленивый и беспечный, весёлый и ликующий, всегда с приятной улыбкой на устах, он был скорее прелестный воспитательный собеседник, нежели преподаватель, но собеседник исключительно по своему предмету2: о литературе и эстетике, о форме, красоте и певучести стиха того или другого родного поэта. Весьма часто увлекаясь красотами картин Гоголя, которого он был горячим поклонником, Александр Петрович терпеть не мог задавать, а ещё более спрашивать уроки! Но зато он развил в нас любовь к отечественной литературе, фантазию и самодеятельность мысли, позволяя нам писать в форме классных сочинений все, что только взбредёт каждому в голову. Поэтому немудрено, что в форме таких сочинении появлялись в прозе и стихах нескончаемые романы, повести, комедии, периодические журналы и газеты3, приноровленные к миру гимназическому, в которых обрисовывались зарождающиеся характеры товарищей. Это был самый весёлый и приятнейший из классов в неделю4. Что касается до уроков по уставу, т.е. по отношению к программе годичного курса, то учении сами должны были знать, что приготовить к следующему классу. Оригинальность такого отношения Александра Петровича к ученикам была до такой степени поразительна, что он во время уроков сам никогда не вызывал учеников высших классов для ответа, а сами ученики. по известной определённой между ними очереди (вернее – стачке), без всякого вызова выходили на кафедру и отвечали. Причём Александр Петрович, будучи слегка туг на ухо, нередко подходил к кафедре и пренаивно-лаконически спрашивал: «О чём?» Получив ответ, он произносил обыкновенно многознаменательное «А-а-а!» как бы обращая тем особенное внимание класса на сообщаемое с кафедры, а затем, засунув по обыкновению руки под фалды вицмундира, начинал свою величавую прогулку около кафедры, подчас выделывая той или другой ногой лёгкие, столь памятные нам антраша5.

Благородные же россияне, пребывавшие в классе в качестве учеников, забыв о многознаменательности предмета, сообщаемого с кафедры их собратом, и будучи вполне гарантированы добрым обычаем, что их никто и ничто не потревожит в этот урок, безмятежно предавались совершенно иным, не только посторонним, но даже и запрещённым занятиям, как например: преферансу в доморощенные карты, или азартной юле6 или просто болтовне с соседом, если с кафедры не сообщалось ничего интересного.

Припоминаю при этом замечательный случай, который весьма характеризует Александра Петровича. Это было после каких-то праздников.

Отворив дверь класса и приветствуя нас милой улыбкой, всходит Александр Петрович на кафедру. Отметив отсутствующих, он весело сходит с неё и начинает по обыкновению ходить вдоль скамеек (чарующая улыбка не покидает его), предполагая, что кто-нибудь, по заведённому обычаю, выйдет на кафедру и будет отвечать. Но на кафедру никто не выходит… Тишина в классе небывалая! Заметив это, Александр Петрович говорит: «Ну, что же вы, кто – сегодня?» Гробовое молчание было ответом на этот вопрос…улыбка исчезла с лица доброго педагога. Он остановился и затем, окинув всех учеников вызывающим взглядом, нетерпеливо ждал ответа. Но взор его не встретил ничьих глаз: юнцы поняли скверность положения и опустили их долу… Минута была тяжёлая. Я до си пор свежо помню её. Александр Петрович, догадываясь в чем дело, ещё раз прошёлся по классу и затем, как бы не веря себе, ещё раз спросил, но уже не тем мягким, столь свойственным ему симпатичным голосом, как несколько минут тому назад, а голосом оскорблённо-раздражённого самолюбия: «Ну, что-о-о же?!…» И то же гробовое молчание было ему ответом… Как теперь вижу его в эту минуту. Он остановился посредине класса и уткнув руки со сжатыми кулаками в бока, произнёс чуть не задыхающимся голосом: «А-а-а!! так вот вы каковы!! Подлецы вы, свиньи!! Вот что!» И брань, неудержимая брань, гомерически-всероссийская брань полилась широкой рекой… брань со слезами на глазах. Он едва-едва не заплакал…


С этой книгой читают
В учебнике представлен материал по психической травме и психической травматизации, связанной с неизлечимыми заболеваниями, боевыми действиями, миграционными процессами и т. д., дается подробный анализ психической травматизации у детей и подростков. Рассмотрены нормальные и патологические формы реакций на сверхсильные травматические воздействия, виды психических расстройств, критерии, методы диагностики и эмпирические исследования ПТСР. Как послед
Эта книга – ключ к Таро Уэйта, самой популярной колоде для гадания в мире. Подробное и доступное руководство не только познакомит вас с историей и символикой колоды, созданной британским оккультистом и мистиком Артуром Эдвардом Уэйтом, но и позволит сразу же применить полученную информацию на практике и заглянуть в будущее.Здесь вы найдете основные правила гадания и работы с Таро, детальные описания прямых и перевернутых значений каждой из 78 кар
В этой книге собраны рождественские рассказы талантливых русских писателей-классиков, и некоторые имена станут открытием для читателей. Многие произведения не переиздавались, потому что авторы были репрессированы и попали под запрет, другие остались лишь в старых столетних журналах. Эти рассказы ярко описывают будни и праздники ушедшей эпохи. Удивительно, что ожидания и чаяния людей почти не изменились. Надежды героев накануне Нового года, их мол
Книга является первой в своем роде работой, которая простым и доступным языком знакомит читателей с такой сложной темой, как гендерная дисфория. Рассматривается проблема терминологии и лексики, приведен обширный обзор истории развития транс-психологии, описаны модели клинической диагностики и различные типы медицинских и психологических услуг, которые могут предоставляться людям с гендерной дисфорией, а также предлагается специально разработанный
Монография посвящена историко-архитектурному описанию монастырских комплексов Московского Кремля, являющегося результатом многолетних исследований автора. Монастыри в Кремле всегда выполняли множество различных функций – духовных, представительских и других, очень важных для столичного города огромного государства. Кроме того, монастырские комплексы были самостоятельными замкнутыми архитектурно-пространственными объектами и имели специфические ос
Настоящее издание посвящено истории польской диаспоры в Тобольске – от первых упоминаний о появлении поляков в Сибири в конце XVI века до середины 20-х годов XX века. Используя архивные материалы, автор восстанавливает историю создания римско-католического прихода в Сибири. Книга адресована широкому кругу читателей.
С историческим повествованием И. А. Гончарова «Фрегат «Паллада» книга имеет лишь общие сюжет и персонажей. Автор проделал маршрут «Паллады» 1853 года заново в 1967 году и заполнил содержание отчёта царского секретаря вновь открывшимися реальными обстоятельствами, документами. Цензура самодержавия об упомянутых фактах попросту умалчивала. Это прежде всего каторжное отношение к нижним чинам, неимоверные условия содержания, быта команды. Офицерский
Несмотря на то, что Балтийское море, кажется нам изученным и обследованным, это не спасло моряков русского парусного флота от многих катастроф в его водах. Драма линейного корабля «Вячеслав» и трагедия фрегата «Поллюкс», жуткая тайна русского "Корабля мертвых" обнаруженного у берега Кронштадта, пожар линейного корабля "Фершампенуаз", и взрыв клипера "Пластун", ужас гибели моряков линейного корабля "Лефорт", их жен и детей. Об этих и других малоиз
Как правильно бегать, чтобы получить только пользу для здоровья, внешнего вида и избежать травм и усталости от занятий? Секретами техники и психологии бега делится опытный марафонец, который прошел путь от нелюбимого занятия до увлечения, приносящего море радости, новые ощущения, знакомства и результаты. Пошаговый план действий, мотивирующие истории и страницы для самоанализа помогут вам заниматься регулярно и с удовольствием!
Перед вами книга о внедрении и развитии редкого навыка – системности. Простым языком автор рассказывает, как бороться с рутиной, путаницей в процессах, сложностями в управлении, с отсутствием ответственных, долгим обучением сотрудников.Книга дает ответ на вопрос, как выстроить работу по модели «швейцарских часов» и в итоге повысить ваш коэффициент полезного действия.В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Она ушла от мужа после десяти лет брака, разрушив образ идеальной семьи.Он чудом не разрушил до основания собственную жизнь, и теперь исправляет ошибки.Когда ему захочется отношений, ей нужен будет просто любовник.
Что бывает, когда русскую женщину допускают до спасения миров? Страшное дело, куда ни кинь! В смысле, куда бы ни закинул её портал перехода, везде будет твориться нечто неописуемое. Говорят, недавно вся Преисподняя завертелась как бес перед заутреней. А всё она красавица! То ли ещё будет! Дорогие читатели! Вы открываете второй рассказ приключенческого цикла, который является плодом самой несерьёзной работы кипучего разума автора на самую серьёзну