Таше Самар было всего 13, когда она попала на первое занятие по кундалини-йоге. Ее очень вдохновили люди, одетые в белое, их моральные принципы и молитвы на непонятном языке. Таша вошла в это сообщество и находилась в нем больше десяти лет, в конце концов сама стала инструктором.
В 3СО (Сильная, Счастливая, Священная Организация) Ташу убеждали, что она не такая, как все, она избранная.
Но часто за безобидными занятиями йогой и покровительством высокопоставленных лиц в 3СО таились очень опасные вещи – психологическое и сексуальное насилие со стороны главы организации – Йоги Бхаджана, принудительное голодание и лишение сна, угрозы расправой всякому, кто попытается покинуть братство, и даже одно нераскрытое убийство.
Алисса Кларк переехала на калифорнийское побережье и поступила в университет. Она очень боялась набрать вес из-за стресса во время первого года, а затем узнала о новом фитнес-клубе «КроссФит». Так Алисса открыла для себя новый огромный мир с загадочной уникальной терминологией. Тренеры назывались коучами и использовали множество аббревиатур, непонятных непосвященным. Алисса стала придерживаться диеты, которую рекомендовали другие кроссфитеры. Пропуск тренировки стал вызывать у нее тревогу и стыд. Она даже рассталась со своим парнем и сошлась с тренером.
Казалось бы, между этими двумя историями огромная пропасть. Однако обеих девушек связывает то, что они попали под влияние определенного культа.
Несмотря на то что последствия для них различны, методы защиты власти культа идентичны, как то: выстраивание общности и солидарности, разделение «мы – они», ориентация на коллективные ценности. Методы эти не имеют ничего общего с наркотиками, сексом или коммунами в джунглях. Культ может обходиться исключительно лингвистическими средствами.
По сути дела, промывание мозгов – это псевдонаучная концепция, разоблачаемая большинством психологов. Правильный вопрос: к каким техникам обращаются харизматичные лидеры, эксплуатируя базовые потребности людей в общении и смыслополагании?
Правильный ответ: язык. Если точнее, то изобретение слов, эвфемизмов, секретных кодов, песнопений и мантр, даже хештегов. Этим пользуются не только создатели сект, а также создатели пирамид, политики, теоретики заговоров, фитнес-тренеры. Обо всех них и рассказывает Аманда Монтелл, лингвист из США, в книге «Сила культа».