«Ты слышал, наверное, как часто любят повторять: „и во вселенной зародилась жизнь“? Или „вселенная зародила жизнь“? На самом деле в этих фразах кроется одна существенная ошибка, и она вот в чем.
Не вселенная зародила жизнь, а жизнь зародила вселенную.
По-другому просто не может быть, ведь как мертвое может родить живое?
Это как если бы стол сделал бы плотника, а не наоборот.
Или как если бы кувшин вылепил бы гончара или картина создала бы художника.
Нет, художник создает картину и наполняет ее жизнью.
Жизнь порождает живое.
Жизнь порождает вселенные и все мироздание.
Из жизни появляется на свет все живое, и никак не наоборот.
Жизнь никогда не появлялась, потому что она была всегда.
Жизнь не может исчезнуть или появиться, потому что жизнь – это то, что есть, было и будет, и никогда не исчезнет. И даже когда солнце наше потухнет, и земля наша распадется на части, и мы, люди, перестанем существовать, жизнь никогда не прекратится, она будет, как и прежде, течь могучей рекой и создавать для себя новое солнце, новую землю и новых живых существ на новых планетах, потому жизнь – это основа всего, и нигде, нигде во вселенной нет места, где бы не было жизни.
Поэтому знай, жизнь есть везде и всегда».
(Иван Вырыпаев, «Чему я научился у змеи», пьеса для детей от одиннадцати до шестидесяти четырех лет).
ТДЖ – Торговый дом «Ждановичи», большой рынок на окраине Минска, в конце улицы Тимирязева, рядом с кольцевой автодорогой. С недавнего времени переименован в Торговый центр «Ждановичи». Включает в себя: комплекс «Мир Моды» (Мир Моды – 1, 2, 3, 4, 5), продовольственный центр (продуктовый рынок), строительную выставку (строительный рынок), торгово-развлекательный центр «Град», зоо-рынок, торговый городок «Лебяжий» (оптовый рынок), авторынок, Радиомаркет (радиорынок) и вещевой рынок б/у одежды «Секонд Хенд».
Вещевой рынок «Секонд Хенд» находится почти в середине Торгового центра, сразу при входе, если входить на рынок не с улицы Тимирязева, а с улицы Колесникова, со стороны Масюковщины.
Тимирязев Климент Аркадьевич (годы жизни: тысяча восемьсот сорок третий – тысяча девятьсот двадцатый) – ученый естествоиспытатель-дарвинист, физиолог, основоположник русской и британской научных школ физиологов растений, общественный деятель. Профессор Московского университета, член-корреспондент Российской академии наук, член Лондонского королевского общества. Родился в дворянской семье, по линии матери имел английские корни. Один из первых пропагандистов дарвинизма в России, лично встречался с Дарвином. Основные исследования Тимирязева по физиологии растений посвящены изучению процесса фотосинтеза, для чего им были разработаны специальные методики и аппаратура; установил, что ассимиляция растениями углерода из углекислоты воздуха происходит за счет энергии солнечного света, главным образом в красных и синих лучах, наиболее полно поглощаемых хлорофиллом; впервые высказал мнение, что хлорофилл не только физически, но и химически участвует в процессе фотосинтеза, предвосхитив этим современные представления; доказал, что интенсивность фотосинтеза пропорциональна поглощению энергии при относительно низких интенсивностях света, но при их увеличении постепенно достигает стабильных величин и далее не меняется, то есть им были открыты явления светового насыщения фотосинтеза. Тимирязев не замыкался в рамках узко-экспериментальных методов, делал широкие философские обобщения, плодотворно применял исторический метод, во многом совпадающий с диалектико-материалистическим методом, стремился поставить биологию на службу народу. Первым из крупных русских естествоиспытателей принял Октябрьскую социалистическую революцию. Сборник его статей «Наука и демократия» получил высокую оценку Ленина.
Тимирязев так никогда и не простил Достоевскому, даже после его смерти, то, что Сонечка Мармеладова читала труды дарвиниста Лайеля, а Раскольников обосновывал убийство старухи-процентщицы борьбой за существование. Сам термин «борьба за существование» Тимирязев называл «несчастной метафорой» и указывал на наличие в природе не только борьбы, но и взаимопомощи, особенно ярко проявляющейся в так называемом симбиозе, то есть сожительстве организмов разных видов.
Ранее, до начала двадцатого века, на месте Торгового центра была довольно болотистая местность, а в части между железной дорогой (станция «Лебяжий») и улицей Тимирязева было абсолютно непроходимое топкое болото. Жители близлежащей деревни Масюковщина называли это болото «живым», почитали его, относились с опаской, но уважением. Считалось, что болото не имеет дна, а выделяемые там газы («дух») обладали исцеляющими, чудодейственными свойствами (в деревне Масюковщина до начала двадцатого века по статистике действительно отмечались частые случаи долгожительства более ста лет).
…
Конец Света не случается в каком-то конкретном месте, на отдельной территории. Это происходит сразу и везде, обычно происходит именно так. Но в силу больших размеров мира, населяемой Вселенной, отдельные его участки некоторое время еще остаются, не удаляются единовременно. Кроме того, Конец Света не происходит бесповоротно и окончательно, сразу же за ним начинается Рождение нового Света. А жизнь существует всегда.
…
Рынок Секонд Хенд представляет собой площадь длиной около двухсот метров и шириной около ста метров. Здесь размещены брезентовые палатки с развешенной и разложенной одеждой (более дорогие неношеные, новые или в отличном состоянии вещи), но большую часть занимают места с большими, длинными столами, где различная одежда свалена в кучу (дешевая одежда, микс, все в куче, надо переворачивать, искать). Контейнеры, тележки, мешки, баулы, всякий мусор. Также здесь по периметру множество киосков, закусочных и кафе. Рядом строительный рынок (та его часть, где продают мебель), зоорынок (рыболовство и охота тут же), Мир Моды-2.
Так как сегодня суббота, то на рынке многолюдно. Люди ковыряются в кучах одежды, выискивают, вытаскивают, сгребают, переворачивают, прикидывают, примеряют. Продавцы внимательно следят, ходят у своих столов, некоторые стоят на высоких стульях, чтобы видеть столы сверху. Продавцы выкриками зазывают покупателей к своим столам. Запах шашлыка, шаурмы, блинов, другой еды, запах слежалой одежды. Грязно и слякотно.
Голоса продавцов:
– На этом столе все по двадцать тысяч рублей, по двадцать, подходим, подходим не стесняемся. Очень хорошая одежда, много отличных вещей, подходим, ищем, находим. Все по двадцать.
– Куртки, байки, ветровки, свитера, теплые куртки, все очень хорошее. Здесь на этом столе много теплых курток, подходим.
– Каждая шестая вещь в подарок. Подходим, набираем побольше. Каждая шестая вещь в подарок. Набираем про запас.