– Вы мой искренний друг, я вам верю и глубоко уважаю вас. Дружбу посылает нам Небо для того, чтобы мы могли высказаться без боязни и спасаться от тайн, которые угнетают нас. – Сказал мне мой товарищ во время откровения.
Мы дружили с ним давно, почти с самого раннего детства, от первого класса школы. Это великое приобретение – такая долгая дружба, претерпевшая и обиды, и радости, – чего только не было за прожитый большой промежуток нашей жизни. Но дружбой мы всегда дорожили и старались уступать друг другу, всегда прощали обиду раньше, ещё не озлобившись окончательно. Дружба помогала нам обоим.
Что такое дружба? – задумывался я бывало.
«Истинный друг всегда говорит откровенно, советует правильно, помогает охотно и терпеливо сносит всё вместе с тобой». – Это мы знали, но как это работает – проверить не пытались. Конечно, бывало, что мы что-то скрывали и что-то утаивали, но в последствии всё открывалось – и как с другом не поделиться…
Надо другу ради друга
Не страшиться испытаний,
Откликаться сердцем к сердцу
И мостить любовью путь.
Надругательство над дружбой —
– это с мудростью разлад.
Не открыв врачу болезни,
Разве можно исцелиться?
Не оценишь сладость жизни
Не вкусивши горесть бед!
Радости вкушать не трудно,
Лучше крепким в горе будь!
Только тот узнает счастье,
Кто печаль перенесёт.
Тяжело тому в несчастье,
Кто найти не может друга.
Есть люди (разные) – 1 (во-первых) люди слова, и 2 (во-вторых) люди дела. Различать их не менее важно, чем то, – кто друг тебе самому, кто друг лишь твоему положению.
Плохо – это (2) когда в делах человек хорош, да в речах несуразен и скверен; но куда хуже, – (1) когда неплох он в речах и словах своих, но в делах никудышный вовсе.
Словами нынче не насытишь, слова – это ветер; любезностями – не прокормишь, учтивый обман – это вроде охоты на птиц с зеркальцем: когда птицу ослепляют лучиком солнечного света и берут голыми руками. Только гордец и тщеславный сытый воздухом. Слова имеют цену как залог будущих дел. И также: у трухлявого дерева (яблони старой) не бывает плодов, одна листва шелестящая – вот и выбирай, и различай, от кого бывает польза, а от кого только тень из многих слов!
Актуально в дни инета: одни друзья хороши вдали, другие дороги рядом, очень бывают нужны в общении. Тот, кто не очень пригоден для близости, – бывает превосходен в переписке. Расстояние сглаживает изъяны невыносимые при близком контакте.
_____________
Нет безрадостней пустыни, чем жизнь без друзей; дружба умножает и блага, и облегчает беды; как отрада для души – дружба – единственное лекарство от враждебной судьбы.
Не торопиться жить. «Всему своё время» (не зря сказал Соломон) – и всё тебе будет в радость. Для многих жизнь потому долгая, что счастье их слишком краткое и он ждет и ждет повторений: рано радости упустил, например, вдоволь не насладился, потом хотел бы вернуть, да далеко от тех радостей ушел. Спешил прожить. По жизни мчался на больших скоростях, к обычному бегу времени добавлял ещё свою торопливость: в один день готов был проглотить то, что ему не переварить за всю свою жизнь; или проживал радости в долг, пожирал на года вперёд, и спешил и спешил – всё промотал быстро состарившись.
А чуть помедленнее было нельзя? Даже в знаниях надобно меру знать, не набираться тех знаний, которые и знать не стоит. Дней жизни нам отпущено более, нежели часов блаженства. Наслаждайся не спеша, зато стремясь к тем «часам и минутам радости» немедля. Закончил одно дело – хорошо; радости закончились – плохо, иди и действуй, и ищи новые!
По жизни ты напрасно ждешь похвал толпы надменной,
Лишь преданность друзей – сокровище твоё.
Оно прекраснее, чем все богатства мира.
Нет в этом мире радости сильней,
Чем лицезренье близких и друзей.
Нет на земле мучительнее муки,
Чем быть с друзьями славными в разлуке.
Примерно так говорили поэты прошлых веков, но и сегодня актуальны строки их стихов, потому что человек не меняется на протяжении времени. Мы, может быть изменились внешне: стали выше ростом, похудели или пополнели (ожирение одолевает половину человечества), но психология остается почти неизменной, во всяком случае, она меняется не так резко и тяготеет к прошлому, помня, что «раньше было лучше» – так все старики говорят во все времена, ругаясь на молодёжь.
__________________________
В любой работе профессионала присутствуют элементы неосмысленных действий. Как тот же электросварщик – ни одного лишнего шага, ни пустых реплик: поднимет своё забрало, электрод заменит, покосится на окружающую обстановку и снова нос под щиток, и опять брызжет голубоватыми искрами электросварка. Или каменщик: кладёт почерпнутый раствор, мастерком разравнивая его ровным слоем интуитивно точно и кирпич встает на место так как нужно.
В это время в голове профессионала – обрывки совсем других мыслей, воспоминания кусками, как будто одни глаза смотрят на место работы, а другие – внутрь меня.
Коричнево-серый с прозеленью сумрак молодого сосняка, на окраине города, где строится новый микрорайон. Ровная полоска между деревьями в посадках, видная с третьего уже этажа нового возводимого дома, усыпана побуревшей хвоей. Видно бугорок, – это небольшая сопка.
И вспоминается поход в лес за грибами
«Вот, под сосенкой виден светло-коричневый глянцевитый шарик маслёнка, рядом ещё один маслёнок и ещё совсем кроха…. А выйдя из посадки под высокие деревья в реальный лес, – что за удовольствие срезАть рыжики! Кочка да кочка опавшей листвы, – а разгребёшь, и крепенький оранжевый гриб предстанет перед тобой во всей красе. Он красив даже червивый – узорными зелёными прожилками на оранжевой пушистой шляпке…. Подосиновики собирать радостно тоже. Толстые лесовички в красных шапочках ловко прячутся в малиновом, листвой, осиннике. Приглядишься и на ровном месте, вдруг, увидишь среди упавшей тёмной листвы красноголовик.
Воздух в лесу такой душистый! В нём много запахов перемешано – и запах земли, листьев, трав и цветов. Он сладкий как мёд, но без медовой приторности. Им дышишь, как будто пьёшь родниковую воду, – бесконечно сладостно! Воздух в лесу цветной, зелень и синева в нём сразу. Упругий, осязаемый воздух.
…И звук и зов отталкивается от него, а звонкий голос маленького сынишки летает между деревьев. Мальчишка верит, что его песенка волшебная. Если мы не находим грибы, то он старательно «колдует», поёт коверкая слова: «Золотит солнышко лес, лес. Муравей на веточку влез, влез… Грибочки из земли вылезайте!» …. От любопытства грибы теряют свою осторожность и перестают прятаться от нас, высовывают шляпки, – тут-то их в корзинку! Мы переглядываемся, и я улыбаюсь гордости и самодовольству доморощенного волшебника…. Серёжка ты, Серёжка! Вспоминаешь ли ты такие праздники, которые дарил тебе и нам лес?»