Выражаю глубочайшую благодарность следующим людям, которые прямо или косвенно помогали написать эту книгу: моим родителям Герману и Вивиан Миллман за их любовь и поддержку, моим бывшим тренерам Ксавье Леонарду, Эрнесту Контерарасу и Гаролду Фрею, помогавшим мне больше, чем они сами думают. Моим товарищам по команде за их дружбу и поддержку, мастерам разума и тела Востока и Запада, осветившим мне путь, на чью мудрость я опираюсь.
Особую благодарность выражаю Альфи Кону, автору книги «Без соперничества: доводы против соревнования» и «Женский спорт и фитнес» за любезное разрешение цитировать труд доктора Кона; и Джону Роббинсу, автору книги «Диета для новой Америки», к которому я обращался как к наставнику.
Глубокую благодарность выражаю Джейсону Гарднеру и сотрудникам издательства «Библиотека Нового Света» за их воображение и энтузиазм при создании превосходной редакции этой книги.
Наконец, каждая написанная мной книга отражает любовь, поддержку и терпение моей семьи.
Пролог
Совершенное владение телом и разумом на арене повседневной жизни
В каждом из нас есть герой; заговорите с ним, и он ответит.
Неизвестный автор
Голос диктора дрожит от волнения, когда начинает проигрываться видеоролик: «Дамы и господа, вы вот-вот увидите, как Дэвид Сил совершит подвиг – подвиг, требующий полной концентрации, мужества и координации. То, чему вы сейчас станете свидетелями, не случилось за ночь, а явилось результатом подготовки, длившейся несколько месяцев. А вот и он!»
На экране появляется человек. Дэвид выглядит расслабленным и уверенным, он готовится выполнить серию сложных гимнастических упражнений. На мгновение он с сомнением замирает, сохраняя равновесие; затем, глядя прямо перед собой, полностью сконцентрировав свой разум на предстоящей задаче, принимается двигаться. Его тело остается расслабленным, когда он приступает к первому упражнению.
Вдруг задрожав, он начинает падать. Дэвид быстро берет себя в руки и, не тратя ни секунды на злость или страх, снова встает и продолжает продвигаться к своей цели; его лицо спокойно, но сосредоточенно.
Приближаясь к финалу своего выступления, Дэвид опять чуть было не совершает ошибку, но снова сохраняет равновесие. Он выпрямляется, его лицо сияет. После последнего напряженного мгновения наблюдающие за ним люди выдыхают и с восторгом аплодируют, когда десятимесячный Дэвид Сил, мастер, овладевший своим телом и разумом, оказывается в объятьях своей матери. Видеокамера его отца запечатлела, как Дэвид сделал свои первые шаги по ковру в гостиной.
Вы тоже были искусным спортсменом в младенчестве: ваш разум, свободный от забот или тревог, концентрировался на настоящем моменте; тело было расслабленным, гибким и существовало в гармонии с силой притяжения; эмоции были спонтанными, вы их не сдерживали. Даже сейчас в вас есть потенциал для того, чтобы в совершенстве овладеть своим разумом и телом. Врожденный спортсмен в вас ждет того, чтобы появиться на свет.
Мы начинаем жизнь с почти неограниченным потенциалом. Но затем теряем связь со многими нашими детскими умениями из-за предрассудков, эмоциональных конфликтов и физического напряжения. «Совершенное владение телом и разумом» рассказывает о средствах, при помощи которых вы сможете вернуть себе ясность ума, спокойствие и силу, – они помогут добиться успеха не только в мире спорта, но и на арене жизни.
Недолгий век лавровых венков, которые носили олимпийские чемпионы в древности, напоминает нам о том, что победа мимолетна, что мгновение славы быстро меркнет. Даже те, кто добился блестящих успехов в своем виде спорта, все равно сталкиваются с трудностями в повседневной жизни – в отношениях, учебе и карьере. Какие тренировки лучше всего подготовят нас к эмоциональным и психологическим трудностям на арене повседневной жизни?
В нашем ограниченном стремлении быть первыми результаты, статистика и победы слишком легко могут подменить собой цель тренировок. Но, чересчур сильно концентрируясь на устремлениях, мы без труда забываем, к чему стремимся – а стремимся к тому, чтобы получить удовольствие, полностью реализовав наш потенциал. Те игры или спорт, которым мы занимаемся, могут стать тропой к более серьезной цели или победе в более значительном соревновании, они могут стать дверью к личностному росту, мостом к наиболее полному раскрытию человеческого потенциала. Эта книга поможет построить такой мост.
Я написал «Совершенное владение телом и разумом», чтобы поделиться моими открытиями, сделанными на протяжении десятилетий благодаря тренировкам мирового класса, исследованиям, наблюдениям, интуиции и преподаванию – чтобы пролить свет на духовные преимущества любой формы обучения, будь то спорт, танцы, музыка или боевые искусства. Если вы участник соревнований мирового класса, если занимаетесь спортом по выходным или если вы поклонник фитнеса, то эта книга поможет вам преодолеть созданные вами самими искусственные препятствия и вновь пробудить природного спортсмена – мастера, в совершенстве владеющего телом и разумом, – внутри вас. «Совершенное владение телом и разумом» нарисует ясную карту пути к наименее трудному, более осмысленному подходу к занятиям спортом и к жизни. Суть не в том, чтобы посвятить свою жизнь тренировкам. Суть в том, чтобы посвятить тренировки своей жизни.
Словарь Вебстера определяет спортсмена как «человека, занимающегося или соревнующегося в упражнениях или играх, испытывающих быстроту, силу, выносливость и т. д.». Процесс овладения телом и разумом имеет гораздо более широкие границы и значимость. Вы можете развить духовные и эмоциональные качества, которые в отличие от специфических физических навыков применимы к любому аспекту жизни, на работе или дома.
В «Совершенном владении телом и разумом» я использую примеры из традиционных видов спорта, таких как гольф, теннис, бег, гимнастика, боевые искусства, футбол и баскетбол, но эти принципы применимы также и к любой форме обучения.
Обычно о музыкантах или художниках не думают как о спортсменах, тем не менее, едва ли не каждый из них демонстрирует такое же мужество, умственную концентрацию и высокую координацию, которые проявляют те, кто посвящает долгие часы спортивным тренировкам. Танцоры – одни из самых усердных атлетов, хотя они редко участвуют в формальных соревнованиях.