Горный хребет был настолько велик, что не помещался на земле. Его вершина уходила в небо и пряталась в облаках. Где-то там у самого неба, на пике горы жил одинокий мудрец. Сколько ему лет – никто не знал. Всем казалось, что мудрец был всегда и вырос вместе с горой. Еще пра-пра-прадеды рассказывали легенды о горном мудреце, который живет в заоблачных высотах. Он ушел от мира, чтобы общаться с небом.
Людям казалось, что мудрецу открыты все секреты мироздания, и порой они поднимались к нему на вершину за советом. Не каждый пускался в это длинное и опасное путешествие. Тем более, что советы старца были более чем странные. Они совсем не относились к делу. Люди спускались с горы и пожимали плечами:
– Поди, разбери, что он сказал. Совсем старик из ума выжил!
Но были и те немногие, кто прислушался к советам мудреца и понял всю их глубину.
Однажды к мудрецу пришла молодая девушка Анна. Она молила старца научить ее летать.
– Ты живешь у самого неба и видишь всю его глубину! Открой мне тайну полета. Вся моя жизнь – это клетка. Так хочется взмахнуть крыльями и полететь к самому небу! Вдохнуть свободу полной грудью и ощутить покой. Просто парить и ни о чем не думать.
Анна смотрела на небо и плакала. Небо оставалось недостижимым даже на этой высокой горе.
– Почему так? Что мне сделать? Я готова на все! НА ВСЁ!
Мудрец посмотрел на нее и произнес только одну фразу:
– Освободи розу!
После чего старец молча развернулся и зашел в свою хижину. Девушка же побрела назад. Спускаться с горы ей было гораздо тяжелее, чем подниматься. Когда она шла к мудрецу, то была полна надежд. Подъем был полетом к мечте. Мудрец не только не помог ей, он отобрал у нее надежду. Разбитые мечты – тяжелая ноша. Странный совет мудреца бередил душу девушки.
У Анны росла прекрасная белая роза. Ее цветы радовали своим великолепием, а аромат пленял тонкостью и изысканностью. И вот эту красавицу мудрец предлагал освободить. Освободить от чего? От заботы и любви Анны? Или от домашнего тепла и уюта?
Конечно, девушка понимала, о чем говорил мудрец. Розу следовало высадить на улицу. Ей уже было тесно в горшке. На улице роза превратилась бы в большой куст, и ее цветы стали бы крупнее. Только сколько опасностей подстерегает розу на свободе! Это и холодные ветра, которые стремятся выдернуть ее с корнем, и безжалостные дожди, секущие своими струями по нежным листьям, и коварные вредители, армии коих нет счета. И, кроме всего прочего, одинокие зимы под снегом. И это все для ее бедной розочки, выросшей в домашнем тепле и уюте?
–Чепуха! Роза прекрасно может расти в горшке! Это не освобождение, а верная гибель, – решила Анна.
Однако, дома ее ждала засыхающая роза. Все листочки розы опали. Она начала болеть и чахнуть. Никакие самые чудодейственные средства ей не помогали. И когда на улице стало достаточно тепло, то Анна решилась высадить цветок на улицу.
– Может быть…Может быть, мудрец все-таки был прав?
Девушка высадила розу, и через некоторое время у нее проклюнулись новые листочки. Листья о чем-то шептались с ветром и тянули ладошки к дождю. Анна гладила листики розы и думала, что все ее страхи были напрасными. Роза расцветала под солнцем, становясь прекраснее с каждым днем. Вскоре она вся была усыпана белыми бутонами.
Девушка поняла: клетку мы творим себе сами, сплетаем ее из страхов и сомнений. Значит, научиться летать просто! Для этого совсем не надо подниматься в небо. Просто распахнуть свою душу навстречу небесам, и тогда жизнь превратится в полет.
Санычу всегда казалось, что построить мир задача непростая, но интересная. Свой мир он строил старательно. Долго подбирал кирпичики суждений и наблюдений, любовно прилаживал их друг к другу. Всякие украшательства были не по нему. Его внутренний мир должен быть крепкими добротным, как кирпичный дом.
Только видимо чего-то он не учел в своем строительстве. Мир рухнул. Сквозняк чужих слов разрушил его в одно мгновение. Был мир и нет его. Ветер перемен шутя разметал его в разные стороны. Поди найди свои любимые кирпичики.
И поселилась в душе Саныча темнота. Жизнь превратилась в падение. Бесконечное падение в пустоту. Падал он так быстро, что даже в ушах свистело. И все-таки, все-таки мелькнул огонек в окне.
– Мудрец! Он обязательно поможет и рассеет эту тьму. Глядишь – и выяснится, что мир совсем не рухнул, просто тьма его спрятала, – решил наш герой и начал собираться в путь.
Свой путь к вершине он помнил очень смутно. Ему очень хотелось скорее добраться до мудреца. Поэтому он ни на что не обращал внимания. Шел без сна и отдыха. В один прекрасный день перед ним распахнулось небо. И Саныч очнулся:
– Куда дальше идти? Или мудрец прямо на небе живет?
Он уже собирался искать лестницу в небо, когда увидел неприметную лачугу мудреца. И сам мудрец стоял рядом и смотрел на Саныча с улыбкой:
– Нарисуй небо, и все пройдет!
Мудрец ушел, а Саныч в полном недоумении остался стоять на вершине.
– Если бы все было так просто: почиркал синим карандашиком – и все прошло, – вздохнул он.
Рисовать Саныч не умел. Потому, услышав слова мудреца, он сразу вспомнил свои рисунки в детском саду: синее небо, желтое круглое солнышко и кучерявые облака. Чего там рисовать-то!
И все-таки какие-то сомнения грызли Саныча. Слишком хорошо он помнил, как распахнулась на вершине перед ним небесная синь. Небо дохнуло на него светом и теплом, улыбнулось своей синевой.
–Да-а-а-а-а! Такое небо карандашиками не нарисуешь! – протянул наш герой и задумчиво поскреб в затылке.
Всю обратную дорогу Саныч смотрел на небо. И чем дольше он разглядывал небо, тем яснее понимал: мудрец загадал ему совсем не простую загадку. Каждый вечер небо сгорало в красках заката, словно птица феникс. И каждое утро оно воскресало, возвращая себе яркость красок.
– Как?! Как можно это нарисовать? Такое разное и изменчивое небо. Возрождаясь в утреннем рассвете, небо становится другим, не таким как вчера.
Саныч мучался и терзался. Даже во сне он рисовал небо. Пока не понял простую истину: никогда он не был так открыт миру, как в момент крушения его личного мирка.
– Это рухнул не мир, а стены! Стены глупых и самонадеянных убеждений, которые он долго и упорно возводил, чтобы спрятаться от мира, – догадался он.
Теперь он собирал свой мир не из толстых бревен или крепких кирпичей, а из разноцветных стекол. Может быть, кому-то это строение показалось бы непрочным, но Саныч точно знал: этот мир переживет многие невзгоды, потому что сквозь него видно небо!
Жизнь Аллы была подтверждением поговорки: не умеешь сам – учи других. Она с легкостью решала чужие проблемы, при этом со своей жизнью не могла разобраться. И тогда Алка подумала, что ее советы всегда помогают людям. Значит, и ей кто-то должен посоветовать, как ей быть и что делать.