Резкий звук хрустнувшей ветки заставил белочку приподнять голову, прислушаться, поводя чуткими ушами, втянуть воздух поглубже, пытаясь определить, несёт ли этот звук угрозу. Она была ещё совсем слаба, чтобы двигаться. В другое время белочка взметнулась бы маленькой рыжей молнией к вершине дерева и уже оттуда, с безопасной высоты, с любопытством разглядела гостя, но сейчас она вынуждена замереть, затаиться, в этом лишь её спасение. Звук не повторился, ничто не нарушало спокойствия старого леса. Опустив голову и вдыхая аромат земли, белочка вспомнила, каким трудным был путь к этому дому.
Её родной лес быстро редел. Сильные высокие деревья падали под ударами странных двуногих существ, которые приходили каждое утро, наводя ужас на всех обитателей леса. Они ушли также неожиданно, как и появились. Но лес уже не был прежним. Самое страшное заключалось в том, что ещё молодые и уже старые деревья не могли плодоносить в полную силу. Быть может, они ещё прокормят какое-то время всех своих жителей, а потом…
Маленькая белочка была совсем молода, ей ещё предстояло впервые стать матерью, но великий инстинкт, заложенный в неё природой, заставил сердечко сжаться в предчувствии страшной беды, надвигающейся на лес. Голод!
Однажды ранним утром белочка проснулась от какого-то внутреннего толчка, который заставил её открыть глаза и, резко спружинив, выпрыгнуть из гнезда. Ещё не понимая, что делает, белочка перелетала с ветки на ветку, двигаясь к окраине леса.
И здесь она увидела пышный живой рыжий ковёр. Неведомая, но могучая сила заставила всех белок леса сбиться в большую стаю. Они непрерывно двигались и цокали от возбуждения. Ещё бы! Им предстоял долгий, опасный путь к новому дому, дому, полному пищи, который поможет пережить зиму и вырастить будущих детей.
Стая снялась с места и, как живая лавина, устремилась вперёд. Они неслись, не разбирая дороги, не сворачивая и не уклоняясь от препятствий. Будто какой-то магнит или зов манил их к себе. Сюда! Сюда! Сюда!
Селение. Рыжая лавина хлынула на огороды. Белочка видела сочные вкусные плоды, чувствовала их запах, но не замедлила своего бега даже на секунду. Она летела по изгороди, едва касаясь её лапками. А рыжие тела товарок струились живой рекой под её ногами и, взметнувшись, перелетали над её головой.
Из домов стали выбегать люди.
Они бросали в белок камни и палки. Какой-то человек хотел схватить маленькую белочку руками. Она, громко цокнув, метнулась вверх, оттолкнулась от его головы, сильно царапнув кожу острыми коготками, и распласталась в воздухе, стремясь сделать огромный прыжок. Услышала дикий крик человека и резкий страшный лай собаки, но её сердечко не дрогнуло. Никакие опасности не могли заставить этот маленький комочек шерсти замедлить свой бег.
Люди спустили собак, и они врезались в лавину со страшной силой. Белочка едва успела бросить своё тело вверх, чтобы избежать столкновения с огромным чёрным псом, и мощные челюсти щёлкнули под самым её брюшком. Молодость, лёгкость и скорость спасали малышку от печальной участи товарок.
Наконец, селение осталось далеко позади, и даже самые упорные собаки отстали. Сильно поредевший рыжий ковёр продолжал своё стремительное движение к цели.
Прежде чем увидеть блеск реки, белочка почувствовала запах свежести, но он не порадовал её: водную преграду трудно преодолеть. Но страха не было. В голове будто стучал молоточек: Не отстать! Не отстать! Не отстать! Сильно спружинив, белочка рванулась вверх и вперёд, вытянув тело и прижав ушки. Ей нужно было как можно дольше продержаться в воздухе, как можно большую часть реки преодолеть, не опускаясь в её волны. Направляя свой полёт хвостом, белочка старалась не столкнуться с соседками и не упасть на чью-нибудь голову. Но вот она резко ушла под воду. Чьи-то лапки оттолкнулись от её мордочки, отправляя маленькую лёгкую белочку ещё глубже. Но молодое сильное тело было подобно пружине. Хвост, лапки, каждый волосок на теле гнали её вверх, на поверхность. Достигнув берега, белочка, казалось, не сможет больше двигаться, но нет, что-то помимо её воли не давало упасть, заставляло нагонять быстро удаляющихся товарок: Не отстать! Не отстать! Не отстать!
И вдруг на какую-то неуловимую долю секунды что-то заставило стаю застыть, а затем рвануться вперёд с ещё большей силой и скоростью. Запах! Запах леса! Запах старого сильного леса!!! Вломившись под его чертог, лавина мгновенно рассыпалась, будто её никогда и не было.
Белочка в изнеможении упала под огромный лист папоротника. Прижалась всем телом к земле, вдохнула её терпкий аромат, чувствуя, как живительная энергия земли проникает в тело, заставляя дрожать каждый нерв, наполняя всё её существо жизнью.
Под листом огромного папоротника мирно отдыхала маленькая белочка. Она преодолела трудный путь, трудный и опасный. Не все её товарки добрались до этого большого леса. Силы уже вернулись к белочке, но она не спешила покинуть своё убежище, обдумывая, с чего бы начать: найти подходящее дупло для жилища или познакомиться со здешними обитателями. Белочка была молода и любопытна.
Её размышления были прерваны самым бесцеремонным образом. Лист резко качнулся в сторону, и чей-то холодный нос ткнулся ей прямо в ухо.
От неожиданности белочка подпрыгнула и взвилась по стволу ближайшего дерева, одним махом оказавшись на его верхушке. И тут испуг сменился любопытством. Переведя дух, рыжая скакунья стала быстро спускаться к земле, и, останавливаясь после каждых двух-трёх шагов и пружиня на передних лапках, старалась рассмотреть зверя, нагнавшего на неё столько страха. Наконец, она его увидела и даже цокнула от возмущения. Стоя на задних лапах и вытянув шею, снизу на неё смотрела… зайчиха. Она смешно сложила короткие передние лапки на животе, уши навострила, будто хотела боднуть непрошеную гостью, а ноздри её чуткого носа быстро двигались, добросовестно запоминая запах нового жильца леса. Белочка быстро зацокала, приветствуя свою первую знакомую, и перепрыгнула на ветку соседнего дерева.
Зайчиха ей не ответила, она вообще не любила шума и шумных животных. Более того, её возмутило поведение рыжей шалуньи: «Надо же, так расшумелась! Как будто нарочно созывает хищников со всего леса
на мою несчастную голову. Откуда только её принесло? И отсутствием аппетита, наверно, не страдает. Эдак в лесу скоро и еды не останется!» Зайчиха ворчала больше по привычке, она прекрасно знала, что белочка не станет её конкурентом, потому что предпочитает совсем другую пищу.