Народ без преодоления трудностей тупеет, жиреет и в конце концов исчезает.
Его история заканчивается.
Судя по всему, Россия будет жить долго.
Помощников в том чтобы русские крепли духом всегда хватало. Можно вспомнить нашего великого поэта:
О чем шумите вы, народные витии?
Зачем анафемой грозите вы России?
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.
А. С. Пушкин «Клеветникам России»
Действительно, сколько бы литовцы не отрицали своего славянского происхождения, это ничем и не подтверждено.
Действительно, сколько бы литовцы не отрицали своего славянского происхождения, этого у них не получится.
Потомки лютичей пришли в Прибалтику после того как была разрушена их крепость Лютва на территории нынешней Польши. А вот желание объединить славянские народы Северо-запада у потомков западных славян-лютичей было. Двухвекового существования Руси Литовской из истории не выкинуть.
Именно на этой территории прошла граница католической и православной веры, разделения славян, веривших в Иисуса только лишь по обрядам почитания и первосвященникам. Вера была одна, а людей из-за этого погибло много…
До XIII века в папских буллах этих язычников называли лютва, а в русских летописях литва. Отличаясь жестокостью, литовцы долгое время убивали священников как с той, так и с другой стороны и последними в Европе приняли христианство только лишь в 1386 году.
Та часть Руси Литовской, где приняли православие, стала называться Белой Русью. Упоминалась в исторических текстах и Красная Русь. А территорию где жители сопротивлялись христианству до последнего (восточная Эстония), в Европе называли Черной Русью.
Новгородцы этих язычников называли чухонцами
ЧУ – чудь, в смысле чудные,
ХОНЬ – мнрянское – мелкая грязь. (Пошехонье – бездорожье, чехонь – мелкая костлявая рыба, мухонь – гнус, пыль).
Итак, возникает вопрос:
Киевская Русь, Русь Литовская, Московская Русь – почему все считали и называли себя русами? И варяги ведь тоже…
Может в древние времена это что-то действительно означало?
Вопрос тривиальный и пока безответный.
Есть версия, что этруски называли себя так, чтобы их боялись и уважали потому, что они дружат с русами? Русов в древние времена знали многие народы и этого отрицать невозможно. Но почему так всем хотелось их историю скрыть?
Заинтересовал этот вопрос и великого поэта, ведь Пушкин любил историю. Заразился этим предметом еще в лицейские годы от известного историка Николая Михайловича Карамзина. Этот факт школьные учителя почему-то редко озвучивают. Я тоже узнал об этом с опозданием.
Однажды в беседе с одним из потомков дворянского рода он мне поведал, что Александр Сергеевич Пушкин негативно отнесся к изданной в 1826 году «Истории государства Российского» (учителя нам этого тоже не говорили).
Поэт вгорячах письмо написал Н. М. Карамзину хорошо наполненное нецензурными выражениями. Письмо, содержание которого в дворянских кругах было известно, по мнению моего визави или было уничтожено или до сих пор далеко запрятано.
Существование конфликта на почве истории русского народа между «гениями нашего времени» (выражение Николая-I) подтверждает эпиграмма написанная поэтом после выхода первых томов исторического труда в 1818 году:
В его «Истории» изящность, простота,
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.
Пушкин не раз писал Карамзину
Карамзин, живший неподалеку от лицея, просвещал молодого поэта, рассказывая ему и о Борисе Годунове, Емельяне Пугачеве, и даже об особо не вписавшегося в его историческую теорию Вадиме Храбром. Но в вопросе – откуда пошла Русь? Пушкин был сторонником южной версии ее происхождения.
Поддержал его герой кавказских войн опальный генерал А. П. Ермолов. При их личной встрече в Орле в 1829 году он поведал рассказ одного аксакала, что русы когда-то охраняли караваны от Великого Шелкового пути к Боспору киммерийскому и что это были предки грузинов, которые тогда именовались грузы или горные русы. Позже как лучшие из воинов Кавказа они защитили свою землю от арабов и не приняли Аллаха. А вот угнанные в Закавказье басурманами их братья и сейчас зовутся друзы и имеют очень схожую внешность.
Но главной загадкой Кавказа оставался Эльбрус с его преданиями. Название у высочайшей горы Кавказа у каждого из местных народов было свое. Но только все знают и что на этой горе когда-то жил то ли бог, то ли царь русов.
Не давала покоя поэту и православная вера этих мест, устоявшая под напором магометанства. «Не может быть, – думал он, чтобы в далекие стародавние времена между руссами грузинами и армянами не было какой-то связи. Ведь религию тоже принимают по духу».
Интересовали его и варяги-русы. «Песнь о вещем Олеге» и незаконченная поэма «Вадим» о восстании славянина Вадима Храброго против варягов указывают на это.
Связь Балтийских славян и Черноморских руссов-аланов Пушкин чувствовал интуитивно. Но кроме сказок и легенд, ни письменных свидетельств, ни артефактов южного происхождения русов тогда еще не было.
Но однажды, копаясь в своей родословной, Александр Сергеевич потянул ниточку совершенно не вписывающуюся в исторические версии историков того времени. Он узнал, что в нем самом текла кровь варягов, правда, в количестве 1/восьмая. Но именно в этой частью он позже объяснял свою излишнюю вспыльчивость.
Своими варяжскими корнями он обязан некому Радше. В Пруссии Радша был варягом, наемным воином. У киевского великого князя Всеволода II Ольговича служил тиуном, сборщиком налогов. После смерти великого князя бежал в Новгород. Там его избрали посадником. Многие его потомки стали новгородскими боярами.
Значит связи севера и юга существовали и в глубокой древности? Связь славян и варягов с индийской этимологией – этого не может быть!
Может. В топонимике новгородских земель до сих пор сохранилась деревня Раджа. Если еще добавить к этому богов Живу и Трибога находящегося в святилище западных славян на острове Рюген – тут и задумаешься… Пушкин назвал этот остров Буяном (на старом славянском буян означал причал, пристань).
И вот уже к северным витязям добавился дядька южного происхождения:
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Позже, чтоб убрать путаницу Черномора убрали, заменив на «дядька их морской». А вот названия южных рек Дон (Тан), Сал (приток Дона), «зашифрованных» в именах царей так и остались.
Карамзин, живший неподалеку от лицея, просвещал молодого поэта, рассказывая ему и о Борисе Годунове, Емельяне Пугачеве, и даже об особо не вписавшегося в его теорию Вадиме Храбром. Но в вопросе откуда пошла Русь, Пушкин был сторонником южной версии происхождения русов.