У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет налево – песнь заводит,
Направо сказку говорит…
Эти Пушкинские строки знает с детства каждый ребенок, иногда нам снится таинственное Лукоморье, и мы, словно соседей по дому, видим в чудесных этих снах снова и снова всех его обитателей.
И все-таки странно, когда во второй половине ХХ века, студентке филологического факультете классического университета снится не самый красивый и перспективный студент прославленного юридического, а скажем, Кощей Бессмертный, прилетевший в твой сон на Змее Горыныче, которого еще не успел прикончить Добрыня Никитич.
Откуда это? Мы почти ничего не знали о наших мифах, хотя сдавали экзамен по античной литературе, и она была культовым предметом на факультете.
Но кто он такой этот Кощей, и Добрыня, да и история самого Змея – Дракона, покрыта мраком.
Наверное, кому-то очень надо было, чтобы не только к началу ХХ века, но и значительно раньше все они стерлись из нашей памяти.
Железным катком прошлось по ним, по Бессмертным в 10 веке христианство, так и оставшееся далекой и непонятной для большинства славян верой. А в ХХ веке с ним стало то же самое, что оно когда-то сотворило с язычеством. Крестившие огнем и мечом русский народ князья от него же и погибли. Но сквозь все погромы и трагедии, к нам прорываются в ХХ1 век Перун и Дажбог, Волхв и Кощей Бессмертный.
– Напиши обо мне, – слышу я его голос из далекого – далека. И он не просит он требует справедливости.
– Но что же я могу написать, если не о чем не ведаю.
– И все-таки напиши. Стоит только взять чистый лист бумаги, или включить компьютер – это уж как нравится, и все получится.
Я не могу разделить его оптимизма и уверенности, но и оставить эту затею уже не могу.
И после того, как принято решение, мир преображается до неузнаваемости.
Я совершенно уверенна, что в доме моем обитает добрый и милый Домовой, я даже ощущаю его мохнатую лапу порой на своем запястье, когда особенно горько и тяжело, и ни буквы не появляется на листе.
А в лесу зеленоватый Леший указывает мне дорогу к дому, когда заблудился и задумался о чем-то своем и показывает самые удивительные грибы, отодвигая листья, траву разгребая. И уютно и спокойно в такие минуты становится на душе. Природа вечна, мир, вопреки всему человеческому варварству и неверию, продолжает существовать, он вечен, и нам становится немного легче жить и творить свою невероятную историю, в которую возвращается все, что любили, чем жили наши далекие предки.
И прекрасный бог на золотистой колеснице порой проносится мимо распахнутого окна, и тогда в душе рождается то особенное чувство, которое и называют вдохновением.
Мы очень медленно возвращаемся к своему началу, к истокам, чтобы увидеть, понять, почувствовать, как прекрасен и таинственен был мир до всех инородных и чужеземных вмешательств, до тех жутких страхов и диких насилий, которые принес с собой бог-мученник, сделав и нас себе подобными.
Но мы не были изначально такими, мы такими быть не должны, об этом твердят нам солнечные боги, рядом с которыми на протяжении веков жили наши веселые и добродушные предки, которых не пугали карами небесными на сто поколений вперед.
И что такое Леший или Кощей Бессмертный, даже сам Чернобог, рядом с теми, кто с невероятным напором жестокости вытеснили они. Они проиграли в этой дикой схватке, потому что были благородны и добры. Потому что не позволяли себе роскоши совершать крестовые походи и безрассудно сжигать на кострах тех, кто осмелился только думать иначе.
В диком ужасе перед новой верой мы предали их, забыли о них, но рано или поздно наступает момент истины, когда самый забитый и запуганный теряет свой страх, и тогда бессильны оказываются уже те, кто совершали насилие и пугали. И все возвращается на круги своя:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя,
Там в облаках перед народом,
Через леса, через моря,
Колдун несет богатыря…
А потом, когда были написаны первые повествования о духах, я прочитала еще раз стихи В. Высоцкого, в которых уже есть та основная идея, которая и пробивалась в мое сознание через века. Так ли все на самом деле страшно, как нам пытались это преподнести? Каковы они наши славные, милые, немного смешные духи. И тогда я еще раз убедилась в том, что ничего случайного не бывает. Мне просто нужно продолжить писать о том, о чем он пел нам в самые горькие и глухие времена.
ПЕСНЯ НЕЧЕСТИ
Мы – ребята битые,
Тертые, ученые,
Во болотах мытые,
Да в омутах моченые.
Как да во лесу дремучем
Что-нибудь да отчебучим.
Добра молодца прищучим,
Пощекочем и помучим.
Воду в реке замутим,
На кустах костей навесим,
Пакостных шутих нашутим —
Весело покуролесим.
Водяные, лешие,
Души забубенные!
Ваше дело – пешее,
Наше дело – конное.
Первый соловей в округе —
Я гуляю бесшабашно.
У меня такие слуги,
Что и самому мне страшно.
К их проказам не привыкну-
До того хитры ребятки.
Да и сам я свистну- гикну,
Аж душа уходит в пятки.
Не боюсь тоски- муры,
Если есть русалочки!
Выходи, Кикиморы,
Поиграем в салочки!
Зря на нас клевещете,
Умники речистые!
Все путем у нечисти,
Даже совесть чистая.
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
ПРОЛОГ
Черти были любопытны, и часто они сами пытали Ягу и спрашивали старуху о чем-то важном.
Вот и нынче, расскажи, да расскажи, как появился заповедный лес. Она поругала их за то, что они были так невнимательны, ведь она уже говорила о том времени, когда перестали сюда люди ходить, потому что у князя Славена тут свидания с девицами были, а попадаться под горячую руку и нарушать покой не хотелось, а уж когда русалка тут утонула, так и вовсе все изменилось, и боялись они теперь туда и близко подходить. Зато духам, коих больше никто не тревожил, это очень даже нравилось.
Черти это помнили. Память у них хорошая была, только другую историю они услышать хотели. И пришлось Яге рассказать эту историю.
№№№№№
Когда Жива спустилась на землю, там не было ни одного леса. В чистом поле она нашла перепутный камень и села отдохнуть. Жара стояла страшная, солнце пекло нещадно, а укрыться от него негде было. Сморило богиню, и заснула она тут же. А надо сказать, что жили в те времена великаны, люди еще народиться-то не успели в мире этом.
Мало их было, вот и скучали они, и по земле нашей бродили, как неприкаянные. А тут еще и страсти Ярила разжег в больших да горячих сердцах их, куда деваться? Один такой и набрел на богиню нашу.
Спящую ее заметил великан Волот и стал преследовать. Она разожгла такую страсть в душе, что он не мог остановиться. Да и то сказать, прекрасна была богиня наша. Пробудилась Жива, и бросилась бежать, куда глаза глядят. Да жара и песок кругом. И все-таки Она смогла от него убежать, но он все время настигал ее. Что было делать, тогда она бросила гребень и ленту у него на пути